Осы мақаланың қазақша нұсқасын оқыңыз.Read this article in English.

С первых лет независимости Казахстана Конституция несет в себе дуализм: народ объявляется главным носителем власти, но реальная власть закрепляется за президентом. Эта конструкция заложила основу для авторитарной политической культуры, где права и свободы прописаны в тексте, но не воплощаются в жизни. Ее главными последствиями стали хроническое недовольство политической ситуацией, глубокое социальное неравенство и слабая легитимность правящего класса. Именно это удерживает Конституцию в состоянии постоянного кризиса.

Кризис сопровождал Конституцию с самого начала. Ее первая версия, принятая в 1993 году, шла вразрез с тем, что сейчас является «нормой» — суперпрезидентской формой правления. В момент принятия документа даже Назарбаев отмечал его «народный» характер, хотя он и не давал гражданам права напрямую распоряжаться своей политической жизнью.

Демократизм той Конституции заключался в том, что казахстанцы имели больше возможностей быть представленными в системе государства: они могли без серьезных ограничений и привязки к каким-либо организациям избираться в Верховный совет — парламент, оставшийся стране в наследство от СССР.

Кроме того, Конституция 1993 года уравнивала законодательную и исполнительную ветви власти, чем вызывала резкое недовольство Назарбаева. Ему не нравилось распыление полномочий, мешавшее с легкостью принимать законы, определять состав правительства и составлять необходимую конфигурацию бюджета. Поэтому бывший президент с самого начала искал способ ввести другую Конституцию.

Но путь к этому лежал через упразднение Верховного совета, поскольку часть депутатов раннего периода независимости была скептически настроена к резким рыночным преобразованиям Назарбаева.

После демонтажа Верховного совета в марте 1995 года полномочия парламента были временно переданы Назарбаеву. Это означало, что только президент, без посредничества парламента и других органов, представляет интересы граждан. Иначе говоря, с марта 1995 года действие Конституции в Казахстане фактически было приостановлено, а ее заменой стала единоличная воля президента. Новая конституция при этом была принята только на референдуме в конце августа 1995 года.

Парламентский переворот воспринимался оппонентами Назарбаева как антиконституционный жест. Однако они не смогли объединить усилия и остановить его.

В результате Назарбаев принял более 140 «рыночных законов», резко ухудшивших положение граждан. Это помогло ему отказаться от принципов социального государства и параллельно приватизировать тысячи предприятий в пользу членов своей семьи и приближенных бизнесменов. В результате миллионы граждан остались без работы или с крайне низкими доходами, которые тут же съедала аномальная инфляция.

В последующие годы своего президентства Назарбаев многократно вносил изменения в Конституцию. Они постоянно расширяли президентские полномочия и ограничивали свободы граждан: как в праве выражать недовольство политическими средствами, так и в праве на материальное благополучие.

Во второй раз конституционный кризис проявил себя во время Қанды Қаңтар в 2022 году. Тогда президент Касым-Жомарт Токаев ввел чрезвычайное положение, чтобы урегулировать межэлитный конфликт и остановить массовые волнения, вызванные тяжелым материальным положением людей из-за нескольких экономических кризисов и пандемии коронавируса.

После референдума в июне того же года конституционный порядок был окончательно восстановлен, но с некоторыми изменениями. Они должны были стать ответом на требования граждан положить конец авторитаризму и взять курс на большую социальную справедливость. 

Очередные поправки в Конституцию преподносились государственной пропагандой как торжество демократии. Прежде всего оно выражалось в перераспределении полномочий от президента к парламенту, который, тем не менее, с каждым годом становится все более обособленным от граждан.

В этом же духе подавалась и норма о том, что земля и ее недра принадлежат народу Казахстана. Тогда как чаще всего они находятся в собственности государства и связанных с ним бизнес элит, а выгоды от их разработки и последующей продажи сырья по-прежнему извлекает лишь небольшая часть общества.

Обещание расширить политическое участие граждан, озвученное на фоне референдума, обернулось полным лишением права коллективно выражать недовольство. После изменения порядка проведения митингов с заявительного на уведомительный, государство почти сразу запретило любую протестную активность, кроме той, что организует самостоятельно

Надежда на справедливую жизнь, которая также была задана поправками в Конституцию, постепенно разбивается об ухудшение качества жизни большинства граждан. Вместо этого растет благосостояние владельцев крупного бизнеса, в интересах которого проводят дерегулирование тарифов ЖКХ; налоговое бремя через повышение НДС переносится на рядовых казахстанцев; а забастовки рабочих, требующих увеличения доходов, игнорируются.

Конституция всегда содержала в себе дуализм. Она признает граждан главным источником политической власти, но фактически концентрирует ее в руках президента. Конституция наделяет казахстанцев правами и свободами, но в реальности никак не мешает разным государственным институтам пренебрегать ими. Она также закрепляет право людей на труд и материальное благополучие, но в действительности обрекает их на свободное скитание по экономике, в которой по-прежнему мало хорошо оплачиваемых рабочих мест и гарантий лучшей жизни.

Власти могут по-прежнему воспринимать этот документ как маркерную доску, на которой можно писать все что угодно, чтобы потом интерпретировать это иначе или вовсе стереть. Но дуализм, заключенный в Конституции, всегда будет подталкивать людей оспаривать сложившуюся несправедливость. И это напряжение уже выливалось в протесты в Жанаозене 2011 года и январские события 2022 года.