Театр строит театр
Театр АРТиШОК начинает краудфандинговую кампанию для создания нового пространства. Большая сцена театра появится в месте, где в 2004 году был открыт ночной клуб DaFreak. Спецпроект Vласти и театра АРТиШОК расскажет об истории пространства по адресу Гоголя 40, мечтах актеров и планах театра создать не только новую сцену, но и арт-центр.

«Хочется вернуть этому месту историческую ценность»

Жанара Каримова, Vласть

Фотографии автора

Иллюстрация Ольги Халецкой

Алматинский театр АРТиШОК приступил к ремонту помещения, в которое больше десятилетия работал популярный ночной клуб. Место, хорошо знакомое алматинцам старше 30-ти. Вскоре сюда оно сможет вернуться - на этот раз чтобы посмотреть театральные постановки. Актриса и управляющий директор театра Анастасия Тарасова рассказала, что за 16 лет работы АRТиШОК вырос во всех смыслах и новая большая сцена для него – это уже необходимость. 

Мы никогда не жаловались, что вот мы бедные и несчастные, сидим в подвале, мы всегда были очень благодарны тому, что у нас есть это место. Это наша площадка, которая все нам дала, но есть объективные обстоятельства. Группа выросла и творчески, и масштабно. За 16 лет мы эту маленькую сцену вывернули наизнанку, сыграли на потолке, в гримерке, в реквизиторском цехе, фойе и везде-везде.

Конечно, нам хочется больше пространства, на это есть много причин. Все больше зрителей хотят попасть в театр, но сейчас там только 65 мест. К нам хотят приехать большие театры и привезти постановку, но мы не можем их поместить на сцену 6 на 6 метров. Нам очень уютно в подвале, но уже становится тесно и скучно. Мы как театр сейчас просто перегорим через 2 года. Не будет театра, если мы там останемся. Поэтому есть такая необходимость, сколько бы она не стоила и чтобы не случилось. Чтобы нас самих продолжал питать театр, нам нужно больше места.

Мы с Данияром (Сулейменовым, со-основателем клуба DaFreak, бара Чукотка и кафе Неделька) не самые близкие друзья в жизни, но очень близкие партнеры. Это удивительная штука – последние 2 года мы думали о пространстве, бегали по центру города, искали разные площадки, разные условия нам предлагали. В голове витала информация, что есть Даник и DaFreak, но как-то не склеивалось. В самый последний момент эта мысль вновь всплыла и мы поговорили. Он являлся нашим партнёром с брендом Неделька на «Истории уродства». Это человек, который ходит к нам в театр и искренне его любит. Он сказал, что ему и той управляющей компании, которую он представляет, было бы интересно, чтобы в этом месте был не очередной ночной клуб, коворкинг или еще что-то, а чтобы здесь был театр. 

Он сказал: «Мы тоже выросли, здесь тусовались. Ночной клуб – это клево, но сейчас мы все большие дяди и мы понимаем, что было бы прекрасно сделать для города что-то ценное и этим ценным может быть театр».

Это будет наша большая сцена. Мы будем функционировать на двух площадках, оставляем название АРТиШОК. Малая сцена и большая сцена по классическому театральному принципу. Те спектакли, которые заточены на камерный формат, они останутся на малой сцене, те, что возможно перенести, мы перенесем. Новые постановки мы будем создавать на обе площадки, но эта будет в приоритете, потому что нам нужно будет прокачивать, раскручивать место, чтобы зрители об этом узнавали. Мы сейчас лезем в очередную авантюру, прекрасную авантюру.

Мы сейчас рассчитываем на 150 человек (мест в новом театре - V), у этой площадки есть возможность и больше вместить зрителей. Но пока для нас вот такая планка, почти в 3 раза увеличивается наш зрительный зал. В ARTиШОКе сейчас 65 мест. А сцена увеличивается в 2 раза.

Честно, я свое директорство называю очень интуитивным. Потому что я не бухгалтер и не экономист, я могу написать бизнесөплан, как надо было бы, но мы все ужаснемся и перестанем работать. Я предпочитаю действовать вот так, потому что можно испугаться этих цифр. Там действительно миллионы. Но сейчас это просто вызов. У нас нет другого выхода. Я думаю, у нас есть хороший ресурс его попробовать. 

Ремонт сейчас уже идет, своими силами и силами наших ребят. Я буду пробовать привлечь строительные компании, которые возможно заинтересуются поучаствовать в таком социальном проекте для своего продвижения. Меня пригласили выступать на PR-форум, где все смогут меня услышать. Я буду уверена, что я сделала максимум, чтобы донести до всех информацию. Сделать эту информацию заманчивой. А уж как рынок отреагирует, мы посмотрим. Хочет ли бизнес поддерживать абсолютно нормальный перспективный театральный проект, который сам на плаву прекрасно держится, учитывая, что ему есть куда расти.

У нас в городе нет ни одной альтернативной площадки, ни театральной, ни концертной. Куда идти? Вот что делает Оля Султанова? Тыкается в государственные театры, в бюрократию. Я думаю, что эта площадка может быть фестивальной, концертной. Она будет работать не только под нас, мы будем ее раскручивать во всех направлениях.

Когда мы начали работать над спектаклем на большой площадке, поняли, что нет этой площадки. Куда проситься? Это чаще всего какие-то государственные организации, где нас не ждут, не любят, не лояльны, не готовы поддерживать. Персонал не готов, как и менеджмент, администрация. Произошел естественный ход вещей. Нет в Алматы площадки, центра, куда бы ты пришел как резидент. Ждать его еще очень долго, когда Целинный построят. Только самим реально делать. Я верю в то, что неравнодушных людей много, они подключатся финансово или по продвижению. 

Театр? Не знаю, образ жизни, наверное. Все время ставить себе какие-то задачи, которые необходимо. Ну, надо! Надо делать. Это большая мечта, желание работать и жить в нормальных условиях. Честно, надоело сидеть в нашей маленькой бывшей курилке, где ты поесть нормально не можешь, у тебя нет нормальной гримерки, и это уже очень много лет продолжается. Хочется же иметь хорошую квартиру, дом, так же хочется иметь достойный театр. Хотя еще раз скажу, что мы не жалуемся на нашу площадку, что мы в ней в чем-то ущербны. Много театров приезжают и говорят: «Как у вас хорошо». Мы очень много туда вкладываем. Но сейчас мы это пространство просто разрываем, нас очень много.

Я не такой прожжённый тусовщик, но конечно веселилась в DaFreak. Я думаю, что это культовое место для многих людей моего поколения, кому 30-35, кто действительно здесь в начале 2000-х отжигал. А уже завтра сможем сюда своих детей привезти, мне кажется, это офигительно. Хочется вернуть этому месту историческую ценность.

Поддержать театр можно на сайте Start time, где театр открыл краудфандинговую кампанию. Она продлится до 28 июля. 

Театр – лучшее, что могло случиться с ночным клубом

Читать

​Майя Акишева, журналист, специально для Vласти

Фотографии Жанары Каримовой и со страницы клуба DaFreak во ВКонтакте

Парк 28-ми гвардейцев-панфиловцев находится как бы на перекрестке миров. Сверху спускаются студенты прилегающих универов, снизу набегает волна с Зеленого базара. По ночам в парке топчут свои муравьиные тропы тусовщики, разбредаются по барам. Их стерегут недремлющие патрули. Утром идут в Воскресенский собор прихожане. Ночью милостыню просят попрошайки с магнитолой и ухватками бандитов (не подашь, наслушаешься такого, что только алкоголь спасет от обморока), днем к сердцам прохожих взывают смиренные калеки у церковного придела. На выходных парк заполняется голубями, лошадками, поп-корном, пьянчугами, подставляющими лица солнцу, поминальными процессиями и бабушками, выведшими щекастых воспитанников на моцион. Место с историями. Именно так, во множественном числе.

Еще в Парке был клуб DaFreak. Если вам за 40, вы его, скорее всего, упустили. Если вам нет 30, вы его, наверное, не застали. Десятилетие славы DaFreak-а пришлось на 2004-2014, период, когда сформировавшие его аудиторию миллениалы пробовали то же, что пробует бессовестная и прекрасная молодежь по всему миру – тусовки, электронную музыку, быструю любовь, лигалайз.

Da Freak продержался дольше, чем любой алматинский клубный проект, потому что был очень искренний и поймал тренд – за эти годы в Da Freak 120 раз привозили диджеев и брейк-бит музыкантов, которых слушали в мире вот прямо сейчас. Но потом естественным образом он угас. На его месте ненадолго вылезли заведения с названиями, вроде «Казакша дискотека», но они были мертворожденные. То ли их время прошло, то ли парк вытолкнул, не прижились.

И вот отличная новость: на месте легендарного DaFreak-а, который вмещал до 1000 человек, будет большая сцена легендарного «Артишока», театра, который сделал больше для подпитки алматинского духа, о котором говорят все приезжие, чем все Дни города вместе взятые.

Данияр Сулейменов, директор компании, которой принадлежит помещение, некогда устроивший всю эту историю с DaFreak-ом и прилепившейся к нему «Чукоткой», говорит так: «У нас была возможность сдать помещение ночному клубу или театру. Ценник для ночного клуба был бы в четыре раза выше. Но не все ведь на деньгах строится? Я люблю этот город больше, чем какой-либо другой. Если у тебя есть возможность сделать так, чтобы он стал лучше, хоть минимальная, надо ей воспользоваться. «Артишок» – это наше сегодня. Ребята, которые театром занимаются, не просто на работу ходят. Они – банда, они этим живут и делают город лучше. Это круто».

Кстати, аудитория «Артишока» – это в том числе и те люди, которые когда-то ходили в DaFreak. Неуместно сравнивать ночной клуб и театр, но если существует гений места, то у этого помещения в Парке 28-ми панфиловцев он с очень ярким характером. Искренность и характер была у стайки молодых ребят, которые приходили слушать новую для города музыку, та же искренность – у зрителей «Артишока» , которые идут в театр учиться осознавать, смеяться сквозь слезы и задерживать дыхание от волнения.

Читала интересное наблюдение американских исследователей. Посещение театра повысило уровень толерантности и способности к эмпатии у группы студентов по сравнению с контрольной группой, которая читала пьесы на бумаге или смотрела экранизации. В нас природой заложен механизм, который позволяет познавать мир (и себя) через истории, рассказанные живым человеком. Поэтому несмотря на то, что каждый теперь – цифровой гражданин, который спит и ест со смартфоном в руке – нам нельзя без аналогового общения с себе подобными и без эмоций, которые рождаются в результате такого общения. Театр учит нас лучше понимать других людей и сопереживать им. Кажется, это называется совесть. Кажется, сегодня это нам нужно не меньше, чем храм, музыка, голуби, вечный огонь.

Знаете, подвальчик на Кунаева-Жибек Жолы, в котором все эти годы жил «Артишок» – это прекрасно и атмосферно. Но бОльшая территория означает, что на постановки театра придет больше людей. Старенькие приведут новеньких. Захватят, того и гляди, детей. Если не давать ребенку возможность соприкасаться с творчеством и искусством, как он поймет, что он тоже – творческий и что его душа имеет потенциал расти вширь и вглубь?

А еще новая сцена позволит проводить театральные фестивали, даст поле для эксперимента, роста, пробы – того, что позарез нужно независимому театру. Это классно. Я хочу такие процессы. Я хочу такой Алматы.

«Артишок» – лучшее, что могло произойти с Dafreak-ом», - говорит Данияр. Я, как человек, которому уже за 30 и еще не 40, совершенно согласна.

Поддержать театр можно на сайте start time, где театр открыл краудфандинговую кампанию. Она продлится до 28 июля. А Vласть в течение нескольких ближайших месяцев будет рассказывать о том, как Театр строит Театр.