В дискуссии приняли участие руководители и владельцы бизнесов, работающих в сфере услуг, для которых критичным является умение быстро реагировать на изменения в экономике. Это Аскар Байтасов, управляющий директор АВ Restaurants; Сания Кудайберген, генеральный директор интернет-магазина «Lamoda.kz»; Айнура Каргалинова, учредитель и главный редактор одного из самых авторитетных онлайн-СМИ по финансам и бизнесу «Личный счет» (lsm.kz); Николай Бабешкин, генеральный директор холдинга «Kolesa.kz»; Санжар Алтаев, учредитель и гендиректор компании Alma Cloud. Модератором дискуссии выступил публицист Мади Мамбетов.
Аскар Байтасов
«Мы сосредоточились на сетях - «Бочонок», «Дареджани», «Del Papa», они генерируют 80-85% дохода компании. Монобренды «качают» 10-15% общего дохода. Выводы очевидны».
«Мы планируем и дальше привлекать фанатов еды, которые разбираются в продукте и готовы посвятить себя этому».
Сания Кудайберген
«Изменилась культура потребления. Клиенты теперь даже когда ходят по торговым центрам, заходят в интернет, чтобы сверить цены, найти наилучший вариант. Стало меньше импульсных покупок: увидел на витрине – купил».
«На вопрос, что делать бизнесу в кризис, ответ несложный: увеличивать доходы и снижать расходы. Плюс критично повышенное внимание к тому, что нужно клиенту».
Аскар Байтасов
«В январе мы закрыли 97-98% от планового показателя. Это связано с тем, что мы почти не подняли цены в своих заведениях. Себестоимость снижает использование локальных продуктов в сезонных меню и отказ от дорогих заграничных продуктов. Даже чачу для “Дареджани” мы производим свою».
Николай Бабешкин
«Важно, чтобы не было мысли: «Кризис, все плохо, от него все беды». Это страшная логика».
Айнура Каргалинова
«Если мы как страна сейчас восстановим сельскохозяйственную сферу, инвестируем в это хорошенько и отечественные рестораны будут подавать на стол блюда из локальных продуктов, будем кормить и себя, и Россию - это же очень хороший рынок сбыта».
Санжар Алтаев
«Моя компания предлагает клиентам не нести большие капитальные затраты на закупку дорогостоящего ПО, а “размазать” эти расходы на год-два ежемесячной арендной платы. Это эффективная антикризисная мера - они получают готовое решение. Люди на самом деле покупают не продукты, не услуги, а решение проблем».
Николай Бабешкин
«Главное - это умение быстро подстраиваться под изменения окружающей среды. Чем дальше идем, даже безотносительно кризиса, тем быстрее все меняется, и нужно оперативно подстраиваться. Это залог успеха».
Аскар Байтасов
«Раньше политика компании была направлена на рост, последние два года - работаем с качеством. Обновления меню, работа с продуктом, повышение уровня сервиса – все это сильно повлияло на выполнение задач».