Фильм недели «Звездный путь: Бесконечность»

Мади Мамбетов, специально для Vласти

На казахстанские киноэкраны выходит третий фильм из новой, переосмысленной серии «Звездный путь» - яркий, неглупый, несколько старомодный, но не скучный. «Бесконечность» ни разу не шедевр, но своего статуса одного из главных летних блокбастеров не уронит.

Оригинальное название: Star Trek Beyond

Выход в прокат: 21 июля 2016

Режиссер: Джастин Лин

Стоимость билетов: от 400 до 7500 тенге

Просмотрено: за 122 минуты

Актеры: Крис Пайн, Закари Куинто, Зои Салдана, Антон Ельчин, София Бутелла, Идрис Эльба, Карл Урбан

Флагман звездного флота федерации «Энтерпрайз» который год уже бороздит просторы космоса с миссией поиска новых цивилизаций и установления дипломатических контактов. Команда корабля – значительно расширившаяся за последние годы, - изрядно утомлена путешествием, у каждого свои заботы, все скучают по дому. Особенно терзается капитан Кирк (Крис Пайн), который в полете празднует очередной день рождения, понимает, что стал старше, чем его отец в момент гибели, и начинает задумываться, как он дошел до жизни такой. Дескать, а зачем вообще он пошел в Звездный флот? Очередные дипломатические переговоры с инопланетной расой довольно жалким образом проваливаются, и «Энтерпрайз» со всеми его обитателями направляется к звездной базе «Йорктаун», колоссальному сооружению, висящему в сияющем стеклянном шаре посреди космоса, для отдыха. Кирк параллельно подает заявку на повышение (ему светит пост вице-адмирала, способный освободить усталого капитана от управления кораблем). Чуть позже туда прибывает спасательная шлюпка с инопланетянкой Каларой, которая взывает о помощи, рассказывая о своем корабле, потерпевшем крушение на неведомой планете в неведомой туманности. Капитан «Энтерпрайза» решает ввязаться в последнюю авантюру перед сменой деятельности и отправляется спасать корабль Калары. Но вместо спасательной операции бравый экипаж ожидает западня – целый рой инопланетных космолетов атакует «Энтерпрайз», оставляя от корабля печальные развалины, почти вся команда оказывается в плену, а глава нападающих, Кролл (Идрис Эльба в тяжеловесном гриме), готов на все, лишь бы получить недостающий фрагмент древнего оружия, которое позволит ему развязать межпланетный террор. 

Новый фильм в рамках почтенной франшизы поражает блеском космических сражений и баталий на поверхности планет (выход капитана Кирка на мотоцикле заслуживает отдельной похвалы – чувствуется рука режиссера Джастина Лина, постановщика четырех частей «Форсажа»). Есть тут и другие маленькие апофеозы – например, истребление вражеских кораблей при помощи старого хита Beastie Boys явно войдет в различные списки самых ярких моментов истории кино 2010-х. Помимо блестящих усилий могучего актерского ансамбля, в котором ярко выделяется новенькая в лице танцовщицы Софии Бутеллы (Джейла), фильм козыряет образцовой толерантностью (рулевой Сулу обзавелся мужем, с которым воспитывает дочь) и не гнушается оперировать зрительской сентиментальностью (тут отдали должное обеим звездам франшизы, покинувшим нас в последние два года, — древнему Нимою и юному Ельчину). В общем, «Бесконечность» бьет по всем кнопкам – и в итоге дает достойное зрелище. В этом изобилии плюсов странным недостатком является только ненужное совершенно 3D – современным кинематографистам пора бы уже смириться с тем, что некогда «революционный» формат себя не оправдал, и должен отправиться на свалку истории.   

Выпущенный аккурат в полувековой юбилей стартрековой франшизы, которая стартовала с телесериала в 1966 году, «Звездный путь: Бесконечность» полностью выкладывается, чтобы угодить фанатам сериала, которых на западе выросло уже множество поколений. 

 

Такое культурное наследие обязывает – и вот в новом «Стар треке» появляются все составляющие жанра: непонятный, но злобный враг (обязательно с твистом), бои во внутренних отсеках «Энтерпрайза», внутренние же конфликты героев, лазеры, взрывы и далекие звездные системы. Для trekkies (фанатов «Стар трека») новый фильм будет манной небесной и нектаром с амброзией – но сколько настоящих фанатов франшизы в пост-советстком пространстве? Все-таки советский человек довольно постоянен в своих пристрастиях: из Rolling Stones и Beatles он всегда выберет «битлов», из «Звездного пути» и Звездных войн» в фаворитах всегда будут Star Wars. Для такого зрителя большая часть внутренних отсылок и уважительных поклонов нового фильма старым стандартом останется незамеченной, - зато он обратит внимание на умелый, но выглядящий допотопным грим главных героев (антигероев, точнее). Это, конечно, совершенно намеренное допущение, призванное сохранить теплый старомодный дух телесериала, но для неискушенного взгляда выглядит странным. 

Впрочем, даже если отбросить все нечитаемые для нас аллюзии, «Звездный путь: Бесконечность» все равно выглядит чем-то очень зрелищным, ярким, но неуловимо архаичным. «Стар трек» за прошедшие полвека так и не дорос до величественного пафоса своего младшего брата, лукасовских «Звездных войн», и так остался «космической мыльной оперой», а не эпосом. Но это, пожалуй, и не минус вовсе. В этой бесконечной вселенной должно быть месту всему – и высокому штилю, и бесконечным разборкам «Энтерпрайза» с закованными в дикий накладной грим «инопланетянами».