Фильм недели: «Изгой-один. Звездные войны: истории»

Мади Мамбетов, специально для Vласти

Сегодня в прокат выходит последний большой фильм года – по совместительству, самый ожидаемый блокбастер 2016-го, - «Изгой-один». За коммерческую судьбу фильма тревоги не возникает – спин-офф главной космооперы наверняка побьет несколько кассовых рекордов. Кино крепкое, все детали на месте – но мы все это уже видели. 

Оригинальное название: Rogue One: A Star Wars Story

Жанр: фантастика, фэнтези, приключения

Бюджет: 200 миллионов $

Хронометраж: 133 минуты

Режиссер: Гарет Эдвардс

Актеры: Фелисити Джонс, Мадс Миккельсен, Диего Луна, Форест Уитакер

Фильм открывается без традиционных убегающих в перспективу титров – но с традиционного звездного неба. Камера уходит на охваченную кольцами наподобие сатурновых планету земного типа, куда стремительно спускается космический челнок. Девочка лет восьми бежит по полю, стараясь добраться до дома, - там оба ее родителя судорожно собирают вещи: долгожданная беда пришла. Ребенка отправят в потайное убежище, но, прежде чем скрыться, она увидит, как ее мать убьют имперские штурмовики, а отца заберут с собой. Он, Гален Эрсо (Миккельсен), - талантливый инженер, главный конструктор космического оружия невиданного размаха. И он нужен галактической Империи – в разгаре гражданская война, множество миров не желают признавать власть императора, и ему необходимо средство устрашения. 

Спустя 15 лет, живущую мелким криминалом дочь Галена, Джин Эрсо (Джонс), схватят имперские служащие (не имеющие представления о том, кто она такая на самом деле). Но Альянс повстанцев, много лет противостоящий имперской тирании, осведомлен лучше – и вот Джин вызволяют из плена, привозят на базу Альянса и объясняют, что к чему. Девица соглашается принять на себя важную миссию – вытащить из стана врага отца, который волей-неволей руководит постройкой колоссальной космической станции, способной уничтожать целые планеты. Девушка хочет воссоединиться с родителем, ее спутники имеют свои планы, - но в общем задачи у всех сводятся в одной точке: Звезду Смерти надо уничтожить.

Плюсы второго выступления студии Дисней на поле вселенной Джорджа Лукаса очевидны – это хорошо написанный и отлично снятый фильм, соединяющий динамичное действие с эпичным сеттингом, винтажное аналоговое тепло изображения — с масштабными и выверенными спецэффектами. Не вредит и наличие целой плеяды отличных актеров на ролях разных мастей (во главе с оскароносцем Уитакером и номинанткой «Оскара» Джонс). Как и в прошлогоднем седьмом эпизоде основного повествования, «Изгой» из кожи вон лезет, чтобы понравиться поклонникам главной космической саги в истории кино. И вот это не всегда достоинство.

Оригинальные «Звездные войны» стали классикой потому, что Лукас нагло взял целую горсть главных конструкций мифов и сказок, и поместил их в космос. Надерганные отовсюду – от Софокла до Куросавы, от братьев Гримм до Толкина, - базовые сюжеты, выстроенные в складную историю о предательстве и героизме, любви и дружбе, очаровали несколько поколений. Тут было все – и принцессы в беде, и таинственный мудрый наставник, и загадочные джедаи со своей Силой, и эпических размахов злодеи.

Даже вторая трилогия, весьма путающим образом являющаяся приквелом, пересказывала, пусть довольно путанно, историю с впечатляющим мотивом – историю обретения абсолютной власти на фоне падения доброго человека в пучины зла. Даже несмотря на ядовито яркие краски, деревянного Энакина Скайуокера и смехотворного Джа-Джа Бинкса, в том повествовании было великое зло, серьезные драмы и, пусть вялая, но большая история любви. 

В «Изгое» нет ничего даже рядом стоящего. Злодеи – мельче, драма – натужнее, угроза – так и вовсе предсказуема до смерти. И немудрено, — это приквел «Новой надежды», не забудьте. Впрочем, последние пять минут фильма напомнят зрителю об этом самым недвусмысленным образом – и это, кстати, лучшие минуты картины. А чтобы ввести зрителя (а в первую неделю проката среди аудитории будут заправлять прожженные фанаты эпопеи) в состояние ностальгического транса, «Изгой» пускается в разные трюки – и само название прямо отсылает к повстанческому элитному эскадрону из «Империя наносит ответный удар», и главные роботы цикла, C3PO с R2D2, мелькнут в кадре, и даже Питера Кушинга, уже 22 года как покойного, цифровые технологии поднимут из могилы, чтобы по экрану разгуливал его устрашающий мофф Таркин…  

«Звездные войны» — это в первую очередь искусство умело использовать штампы. Разбирая первые шесть фильмов, нельзя не поймать себя на мысли «Это было там… А это было уже здесь». И это нормально и хорошо. Эта история совершенно формульная – берешь щепотку того, фрагмент этого, - и получается славно. Но диснеевский подход, формирующийся не сценаристами, а маркетологами, ставит целью не совершить творческий прорыв, а избежать ошибок, - и вот уже в седьмом эпизоде Джей Джей Абрамс аккуратно собирает из элементов первой трилогии свой пазл, не добавляя практически ничего нового. Это продукт уже не вторичный, а третичный, - и этим же путем идет «Изгой». Тут все то, что мы уже видели – все то, что сработало в прошлые разы и гарантированно должно сработать сейчас.

Семейная драма? Конечно, вот она: Джин лишается родителей в юном возрасте (как Энакин в первом эпизоде, Люк и Лея – в третьем и четвертом, как Рей в седьмом). Непредсказуемая любовная пара? Держите: Джин и Кассиан (Лея и Хан; Энакин и Падме). Угроза всему и вся? Схватка в городе над облаками? Космический бой с пучеглазым мон-каламари в адмиральском кресле? Планетарный энергетический щит? Стесненное дыхание опасного инвалида в дыхательной маске? Всё, всё – от малейших деталей до крупных сюжетных завязок, - всё имеется, всё на месте. Это не новый и интересный фильм, - это конструктор для ботана, увлеченного поиском сходств.

И это быстро становится скучно.