Мади Мамбетов, специально для Vласти
Эта крепкая драма притворяется очень грустным фильмом, но по факту оказывается захватывающим зрелищем о том, что жизнь полна ужасов, но прожить ее стоит. Прекрасное кино, которое парадоксальным образом поднимает настроение.
Оригинальное название: Manchester be the sea
Жанр: драма, трагикомедия
Бюджет: 8,5 миллионов $
Хронометраж: 137 минут
Режиссер: Кеннет Лонерган
Актеры: Кейси Аффлек, Лукас Хеджес, Мишель Уильямс, Кайл Чандлер
Ли Чандлер(Аффлек) работает сантехником, электриком, уборщиком – короче, мастером на все руки, - в небольшом жилищном комплексе в небольшом провинциальном городишке. Вроде незаменимый, он все же занимает самую низшую ступеньку в социальной лестнице, и с тупым равнодушием выслушивает как истеричные жалобы жильцов, так и телефонные разговоры арендаторши квартиры, где он прочищает унитаз, в которых та признается подруге, что хочет трахнуть своего сантехника – самого Ли, то бишь. Заторможенный и холодный Ли живет в одиночестве в крохотной полуподвальной квартирке, нет-нет, терпит выговоры своего начальника и оживляется только после пары бокалов горячительного в баре, где внезапно устраивает неистовые драки. Персонаж странноватый, но не такой уж редкий – что в среднем поясе США, что, допустим, и на наших постсоветских пространствах. Конченный неудачник, сказал бы сторонний, чуждый такту и либеральным ценностям, наблюдатель.
![](/media/upload/images/4088b945763a08db248ccf04f92f9d4d.jpg)
И уж точно несостоятельный опекун, - но именно это позиция открывается вдруг перед Ли, когда его старший брат (Чандлер) внезапно умирает от порока сердца в их родном городе. Смерть эта не то, чтобы совсем неожиданная, - но кто из нас ждет, что такое случится? Покойный брат Ли оставляет после себя сына-подростка, Патрика (Хеджес), и кое-какое имущество. Всем этим теперь придется распорядиться угрюмому сантехнику, - и чтобы принять нужные решения, Ли придется вернуться в крохотный приморский городок Манчестер на восточном побережье США. Там его ждут не только осиротевший племянник, вся жизнь которого завязана на родном городке, старые приятели и важные решения, но и тягостные воспоминания о прежней жизни. Воспоминания, которые Ли топит в серой однообразности своих будней, алкогольных вечерах в баре и яростных кулачных боях там же.
![](/media/upload/images/3a2f0c54437b62a6548cde5bdcd63a09.jpg)
«Манчестер» принадлежит к той категории фильмов, которые немедленно получают универсальное обожание критиков – но при этом остаются хорошими, интересными зрительскими картинами. С момента премьеры на фестивале Sundance в январе 2016 года этот фильм единодушно признавался одним из главных фаворитов «Оскара» (и получил пару премий в феврале этого года, за сценарий и игру Аффлека). Зачастую награды американской киноакадемии являются не плюсом в глазах рядового зрителя, а снобским маркером, клеймом «кино не для всех», - но здесь мы имеем другую историю.
«Манчестер у моря» - это великолепная драма об одиночестве, потере, покаянии и прощении, очень деликатно поставленная и прекрасно сыгранная. За роль в этом фильме младший брат действующего Бэтмена получил заслуженный «Оскар», - и Аффлек блистает в своем персонаже. Вся пластика, мимика, манера разговаривать и держаться в кадре и в жизни, свойственная Кейси Аффлеку (обычно говорящему довольно глухим голосом, сдержанному, неловкому, скупому на слово и на жест), тут идет на пользу его герою. Актер крайне лаконичными методами создает образ Ли – парня весьма и весьма несовершенного, но совсем не заслуживающего того груза горя и вины, который на него свалился. Легко представить, как легко могла бы погибнуть эта роль, сыграй ее более экспрессивный актер.
![](/media/upload/images/87f0b0469a3d843140705edfb269efb6.jpg)
Однако неверным было бы указать, что все достоинства «Манчестера» держатся на плечах исполнителя главной роли – здесь есть и другие отличные актерские работы. Лукас Хеджес, играющий популярного в школе атлета, музыканта и сердцееда, племянника Ли, так же сдержанно и тонко воплощает своего персонажа. Мишель Уильямс, играющая бывшую жену Ли, в одной только сцене преподает всем актрисам своего поколения мастер-класс актерской игры. Но лучшая сцена фильма – крохотный, на несколько минут, эпизод с бывшей невесткой Ли (Гретчен Мол) и ее женихом (Мэтью Бродерик), где даже нет ни Аффлека, ни Уильямс; но этот незначительный момент отлично показывает уровень всего фильма – здесь все живее, чем в жизни.
И это странно, правда, - ведь «Манчестер у моря», по большому счету, рассказывает о том, как жизнь может замереть, и кровь может остановиться в венах, и свет погаснуть после каких-то трагических событий, - и при этом это на удивление жизнеутверждающая картина. Такое не часто показывают в кинотеатрах.