Фильм недели. «Чужой: Завет»

Мади Мамбетов, специально для Vласти

Ридли Скотт возвращается во вселенную Чужих, чтобы рассказать, как из небытия возник иконический монстр, наводящий жуть на кинозрителей уже почти сорок лет. Новый фильм способен напугать самых стойких кинозрителей – но уж слишком глубоко копает.

Оригинальное название: Alien: Covenant

Жанр: хоррор, научная фантастика

Бюджет: $111 миллионов

Хронометраж: 123 минуты

Режиссер: Ридли Скотт

Актеры: Майкл Фассбендер, Кэтрин Уотерстон, Дэнни Макбрайд, Кармен Эджого, Билли Крадап

Спустя десять лет после того, как баснословно дорогой корабль Питера Уэйланда (Гай Пирс) «Прометей» бесследно исчез в глубинах космоса, межзвездную пустоту пересекает другой огромный космолет, с библейским названием «Завет». Бесконечные коридоры «Завета» пусты – только андроид нового поколения по имени Уолтер (Фассбендер) совершает обход, переговариваясь с «Мамой», бортовым компьютером. Остальные жители корабля находятся в криосне: «Завет» несет в себе 2000 тысячи колонистов, 1600 человеческих эмбрионов и экипаж из 15 специалистов – человечество всерьез надумало колонизировать одну из далеких планет. Внезапно судно сотрясает порыв космической бури и Уолтер выводит из стазиса команду. Исправить повреждения удается относительно быстро, но «Завет» потерял несколько потенциальных колонистов и своего капитана (Джеймс Франко в самой короткой роли своей кинокарьеры). Корабль, как древний ковчег, несет на своем борту только пары – и вот эксперт по терраформированию Дэниелс (Уотерстон) безутешно оплакивает своего мужа-капитана. Вопреки ее советам, новый глава экипажа, религиозный Кристофер Орам (Крадап), в попытке снискать расположение команды принимает решение проверить соседнюю звездную систему, где есть пригодная для жизни планета, с которой поступают странные сигналы. 

Планета оказывается не просто идеальной по атмосферному составу и ландшафту, - на ней даже растет пшеница! Хоть сейчас высаживай колонистов и строй новый чудный мир. Смущает только, что не муха не прожужжит, ни птичка не чирикнет, - флоры полно, фауны ноль. Это не мешает исследователям углубиться в зеленые чащи на первобытных горах и натолкнуться на разбитый инопланетный корабль в форме бублика. Зрители, помнящие «Чужого» 1979 года и не столь давний «Прометей», сразу опознают в нем корабль пришельцев, условно именуемых Инженерами. Когда-то именно они создали жизнь на планете Земля, но первое столкновение с ними в «Прометее» кончилось дурно. Ничего хорошего не сулит и новое свидание – хотя в недрах корабля скрываются не белокожие пришельцы, а своевольный андроид по имени Дэвид (все тот же Фассбендер). Очень скоро члены экипажа «Завета» поймут, что нашли не землю обетованную, а натуральную преисподнюю.

Новый эпизод одной из самых долгоиграющих кинофраншиз играет одновременно на двух полях. «Завет» является прямым продолжением «Прометея» 2012 года, - и он же служит приквелом к «Чужому» (1979, оба авторства Ридли Скотта). «Прометей» представлял собой стильную, леденяще-холодную и философствующую картину, рядящуюся в облачения сай-фай-триллера. Этот фильм из кожи вон лез, чтобы казаться умнее, чем ему стоило быть, - и в итоге вызвал отторжение большей части своей аудитории неуместным умничаньем, еще более невыносимым из-за того, что эта интеллектуальность шла в разрез с откровенным идиотизмом поведения персонажей и прорехами в логике повествования. «Чужой», в свою очередь, является каноническим примером идеального космо-хоррора - мрачным, лаконичным, гениально простым и от этого ужасающе жутким.  

«Завет» продолжает несколько занудное философствование «Прометея», продолжая играть с темами создания создателей, сменой поколений, пугающими перспективами технологического прогресса и искусственного разума, а также копаясь в вопросах веры и голого разума. Но в отличие от предшественника, совсем уж не заигрывается, оставляя изрядный кусок экранного времени на голый и беспощадный экшн, - и тут уже приближается к золотым стандартам оригинального фильма почти сорокалетней давности. Да, новый фильм Ридли Скотта способен на выходки, от которых дыхание перехватывает, и да, временами он очень страшный. И если поклонникам франшизы очень не хватало полноценных монстров в «Прометее», «Завет» на чудовищ не скупится – появятся здесь и лицехваты, и взрослые ксеноморфы. Собственно, в этом фильме есть все, чем славна сага о Чужих: сильная женщина с винтовкой через плечо, андроид (и целых два), говорящий бортовой компьютер, механические роботы, помогающие своим создателям-людям одолеть чужеродных противников, и так далее, и тому подобное. 

От чего можно было бы отказаться, так это от сбивающих темп повествования долгих разговорных сцен – отнюдь не от всех, конечно, поскольку некоторые из них (особенно с Уолтером и Дэвидом) помогают создать тревожную тягостную атмосферу, - и от общего тона проповеди на возвышенные темы. В конце концов, зритель идет на «Чужих» не затем, чтобы выслушивать выдержки из философских трактатов, - зрителю нужны таящиеся во тьме монстры и брызжущая из тел кровь. Но сам основатель и творец франшизы, стремительно близящийся к своему восьмидесятилетию (в ноябре текущего года) Скотт уже давно, лет двадцать как, старается не просто потешать аудиторию, но и повышать ее интеллектуальный уровень. Беда в том, что почтенный патриарх, один из лучших рассказчиков историй в кинобизнесе, с годами все больше теряет способность говорить – сейчас он предпочитает вещать. А этот тон плохо сочетается с прыгающими на перепуганных космонавтов биомеханическими монстрами с зубастой внутренней челюстью. Не тот жанр, все-таки.