Мади Мамбетов, специально для Vласти
В широкий прокат выходит ребут франшизы про древнеегипетских мертвецов, пробуждаемых неуемным человечеством и наносящих изрядный урон – пока очередной протагонист предсказуемо не уложит их обратно в саркофаг. От фильмов такого рода не приходится ждать какой-либо глубины мысли – чистый безмозглый экшн и самые современные спецэффекты. Новая «Мумия», в которой заживо погребенная дочь фараона очень сурово ухаживает за героем Тома Круза, от предшественников далеко не ушла.
Оригинальное название: The Mummy
Жанр: фэнтези, хоррор, приключения
Бюджет: 125 миллионов $
Хронометраж: 107 минут
Режиссер: Алекс Куртцман
Актеры: Том Круз, София Бутелла, Аннабель Уоллис, Рассел Кроу
Вслед за конгломератом Disney/Marvel(«Мстители»), союзом DC и Warner Bros(«Лига справедливости») и альянсом Warner и Legendary (Monsterverse) в строительство масштабной перекрестной киновселенной ударилась и студия Universal. И если одни конкуренты черпают героев и сюжеты в комиксах, а другие эксплуатируют гигантских монстров вроде Кинг Конга и Годзиллы, то Universal взялась за канонических киночудовищ. Эти чудовища, в основном происходящие из неоготической и викторианской литературы, прописались на киноэкранах чуть ли не век назад, и студия в их потенциал верит истово. В этой новой «Темной вселенной»(Dark Universe) появятся и Франкенштейн, и Человек-невидимка, и доктор Джекилл/мистер Хайд, и, собственно, Мумия.
К ребуту старой франшизы (даже второму уже ее перезапуску – Universal впервые обратилась к истории про мумию древнеегипетского жреца еще в 30-х годах прошлого века) студия подошла серьезно: на новый фильм возложена масса ожиданий. Отсюда и кардинальные перемены в подходе. Во-первых, «Мумия» заполучила голливудскую суперзвезду класса «А» (Тома Круза). Во-вторых, впервые титульную роль забинтованного антагониста получила девушка. Этот ход, совершенно созвучный набирающему силу феминизму четвертой волны, выглядит даже радикальнее увода сюжета в Китай и замены привычной египетской мумии на циньского императора («Мумия: гробница императора драконов», 2008).
Итак, сюжет строится на приключениях лихого американского разведчика Ника Мортона, собирающего информацию о передвижениях террористической группировки (прямо ее не называют, но понятно, что ИГИЛ). Впрочем, Ник (Круз) собирает не только информацию: боевики вовсю крушат древние храмы (кивок на разрушение Пальмиры), и беспринципный шпион тащит все, что плохо лежит – на черном рынке за древние артефакты предлагают недурные деньги. Погоня за древними сокровищами приводит Мортона в маленький городок в северном Ираке, где он немедленно попадает в дикую передрягу с перестрелками и взрывами. Взрыв и откроет подземную пещеру, в которой обнаружится запечатанный саркофаг, утопленный в озера ртути. Недавняя знакомая Ника, британский археолог Дженни Хэлси (Уоллис), наметанным глазом определит, что пещера эта – не гробница, а скорее, тюрьма. В скором времени обнаружится, что беспокойные англосаксы выпустили из заточения древнеегипетскую принцессу, заключившую сделку с дьяволом, что Ник приобрел странные новые способности, а хорошенькая девица-археолог руководствуется соображениями, далекими от раскопок. Появится и Рассел Кроу в несколько странном амплуа.
Новая «Мумия» начинается очень бодро – сюжет развивается стремительно, курсируя между разудалым авантюризмом в духе «Индианы Джонса» (Мортон, по сути, - это Индиана наоборот, анти-археолог) и классическим хоррором, где в болотных топях скрывается монстр. В комедию повествование не скатывается, как в «Мумиях» с Фрейзером, но несколько удачных шуток имеется. Динамика, темп и энергия первой половины фильма подкупают, плюс картина сразу же включает тяжелую артиллерию: исполнителей главных ролей. Великолепная танцовщица София Бутелла дебютировала в голливудском кино относительно недавно, - но с россыпью удачных ролей (последний «Стартрек», «Кингсмен»), и образ проклятой принцессы Аманет сидит на ней как хорошо сшитый костюм. Роль требует, кроме прочего, умения сочетать сексапильность со зловещей мрачностью, а также хорошую физическую подготовку – и бывшая танцовщица, ездившая в турне с Мадонной, здесь идеально подходит. Но главным украшением картины является Том Круз, внезапно выдающий совершенно мальчишеский шарм и энергетику. Отказывающийся стареть и бронзоветь голливудский тяжеловес блистает в роли харизматичного прохиндея – ровно до той поры, пока не приходится давать драму.
А ее приходится давать – поскольку в фильме есть скороспелая и неубедительная любовная линия, и мотив трансформации вчерашнего жулика в героя-спасителя. И вот тут-то вся конструкция фильма проседает: только что несущееся на головокружительной скорости повествование начинает буксовать в нелепых «трогательных» диалогах и замедление темпа позволяет зрителю приглядеться к фильму повнимательнее. И тогда начинают вылезать и нестыковки сценария, и наигранность любовных страстей, и натужность героического пафоса.
Впрочем, для летнего блокбастера это все – простительные грехи. В конце концов, главным аттракционом картины является даже не масштаб разорения мумией Лондона и прочие весьма достойные спецэффекты, а освежающая перестановка привычных ролей. Ведь в итоге получается, что именно last action hero Том Круз здесь отыгрывает амплуа «девицы в беде», а мумифицированная египтянка пытается пробудить в нем любовь по старому доброму принципу «бьет – значит, любит». Ну не прелесть ли?