Фильм недели: «Матильда»

Мади Мамбетов, специально для Vласти

На постсоветском пространстве уже лет десять ни один фильм не вызывал такого ажиотажа, как выходящая сегодня картина Алексея Учителя. Драма про любовь и страсть последнего императора России и жгучей балерины стала поводом для обсуждения ещё на этапе съемок – и вот сейчас можно, наконец, посмотреть из-за чего весь сыр-бор.

Жанр: драма

Бюджет: 25 миллионов $

Хронометраж: 130 минут

Режиссер: Алексей Учитель

Актеры: Ларс Айдингер, Михалина Ольшанская, Сергей Гармаш, Данила Козловский, Ингеборга Дапкунайте, Луиза Вольфрам, Григорий Добрыгин, Виталий Кищенко 

Конец 19 столетия, Санкт-Петербург, правление императора Александра III (Гармаш). В большой балет приходит симпатичная дебютантка с талантом и соблазнительными глазами (плечами, ногами, - весь набор). Зовут балерину польского происхождения Матильдой Кшесинской (Ольшанская) и чуть не с первых па она поражает в сердце наблюдающих из царских лож театра принцев Романовых. Один – юный и незначительный великий князь Андрей Владимирович (Добрыгин). То есть вариант, как намекает фильм, вполне приличный. С другим сложнее – это сам наследник престола, цесаревич Николай (Айдингер). Николай Александрович в кругу семьи и близких проходит под детским прозвищем Ники, что красноречиво оттеняет юношескую растерянность престолонаследника. За ним высятся солидные фигуры родителей, над ним довлеет ответственность за будущее страны, а в анамнезе имеется помолвка с германской принцессой Аликс Гессенской (Вольфрам), которую отец-император одобрил и свадьба уже дело решенное. А тут – искра, вспышка, царевич, сверкая холеными усами, надевает на глубокое декольте балерины драгоценное ожерелье и ждет любви на одну ночь. Матильда же уверяет Ники, что дело вовсе не так повернется, и убегает. 

Потом, правда, прибегает обратно – спасаясь от распаленного (буквально) поклонника (Козловский), который сгоряча отвешивает тумаков будущему императору. И тут-то все завертелось.

В фильме Алексея Учителя вообще много беготни. То достигший, наконец, своей цели цесаревич счастливо гоняется за верткой балериной по коридорам дворца, то балерина вырывается из объятий и бежит вниз по лестнице. То растерянная невеста, Алиса, бежит куда-то, то бежит вдовствующая императрица Мария(Дапкунайте). Бегут люди, пробегают, забегают и выбегают. Лошади бегут и поезда. Непрерывное движение. Создается ощущение водевиля. 

Этим ощущением грешит весь фильм от начала до конца. Несмотря на труды костюмеров и художника-постановщика, несмотря на ухищрения специалистов по спецэффектам и оператора, «Матильда» неуловимо сползает в сериальную муть и опереточные приемы. Старая как мир история конфликта между долгом и чувством, между любовью и короной, рассказывается здесь такими же старыми и ходульными приемами. Диалоги изобилуют затасканными клише в духе «только познав настоящую любовь, можно познать себя» и «впервые в жизни я знаю, чего хочу». Драматургическое напряжение накаляется пошлыми приемами в духе внезапных криков «Маля!» (это император в театре, когда балерина банально не справляется с техническим приемом, который обещала освоить, и валится кулем на пол) и «Ники!» (это Кшесинская в подвенечном платье вбегает в храм во время коронации) посреди замершей в трагической тишине толпы. Это все не только плохо, но и выдает какое-то вопиющее отсутствие такта и понимания реалий рубежа веков. Не будет цесаревич вытаскивать из своей постели любовницу и совать ее под нос императору-отцу на торжественном приеме. Не могли балерины в конце позапрошлого столетия танцевать в платьях, расшитых электрическими лампочками – даже батареек еще не изобрели. И, как бы эффектно не выглядел этот прием на бумаге, когда сценаристам явно хотелось показать борьбу двух императриц, вдовствующей (Марии) и супруги (Александры), за влияние над императором (вполне, кстати, историчный момент, дамы соперничали), - потасовка, в которой царицы буквально рвут муляж венца с головы самодержца, выглядит попросту дико. 

Новый фильм Учителя невозможно рассматривать вне контекста эпической битвы между прогрессивной Россией и православной Русью, разгоревшейся из-за картины за долгие месяцы до премьеры, - но после просмотра приходит тягостное чувство, что причина скандала совсем не выдерживает веса вызванной ею войны миров. Депутата Поклонскую, вызвавшую к жизни ряд интересных явлений, в том числе довольно бледный, но активный русский вариант ИГИЛа, который ей самой и пришлось осуждать, можно пожалеть в любом случае – ее обожаемый святой император и правда выставлен в фильме персонажем странным. Если Учитель, которому приписывают некоторое фрондерство, и правда хотел прибегнуть к художественному преувеличению, чтобы показать слабохарактерность последнего императора, он явно перестарался. Ники выступает в роли человека не просто слабого и двуличного, инфантильного и нерешительного, - в некоторых эпизодах он выглядит клиническим идиотом. Актер Айдингер старательно отыгрывает образ, прописанный в сценарии, и делает это не без блеска, - но создает в итоге персонажа, глубоко несимпатичного. Плюс его сорок лет проступают на ухоженном лице и не вяжутся с 26-ю годами Николая Второго на момент восхождения на престол. Полячка Ольшанская иногда выглядит попросту завораживающе – актриса фактурная, и взгляды исподлобья бросает просто огненные, - но ее Матильда слишком часто скатывается в героиню слабенькой мелодрамы. Император-Гармаш и императрица-Дапкунайте принадлежат к иной актерской школе и в небольшом экранном времени создают запоминающиеся образы, но выданные им диалоги и общий настрой фильма сводят игру к все той же мыльной опере с чересчур театральными приемами. Один Добрыгин играет своего великого князя без усилий и надрыва – но это уже заслуга не сценаристов, давших ему приличного персонажа, а врожденный талант актера органично и естественно держаться в любом образе. Про полностью выдуманного персонажа Данилы Козловского и самого актера лучше молчать, поскольку все, что с ними связано, просто смотреть – и то неловко.

Если какие-то особые, как выясняется, чувства, которые содержатся в душевной конституции верующих, и будут оскорблены, то именно тем, что «Матильда» катком проходится по исторической истине, гораздо более тонкой и нюансированной, и выдает почти гротескный портрет последних самодержцев. Канонизированный император тут инфантильная игрушка страстей и практически ренегат, канонизированная императрица Александра Федоровна – безответственная истеричка, одержимая оккультизмом (в реальной истории этот период в жизни царицы наступил много позже, после рождения череды царевен и болезни единственного сына). Вся царская фамилия здесь выглядит обычной семейкой, живущей в коммуналке и бьющейся за место под солнцем (или в коммунальном санузле).

Впрочем, одну вещь режиссер Учитель смог передать – хотя сомнительно, чтобы он именно этой целью задавался. «Матильда» вышла фильмом, который смотрит на российскую историю, империю и народ так же отстраненно и безучастно, как и иностранцы, занятые в съемках. И это прекрасно рифмуется: главных героев играют два немца Айдингер и Вольфрам, полячка Ольшанская, литовка Дапкунайте и изображают они принца Гольштейн-Готторпского (Николай II), принцессу Аликс Гессенскую(Александра Федоровна), полячку-балерину Кшесинскую и принцессу Дагмар-Луизу Глюксбургскую (Мария Федоровна). Все сходится.