Первый советский дуплекс в Алматы

Адиль Ажиев, специально для Vласти

В рамках проекта Archcode Almaty мы рассказываем о необычных зданиях советского периода. На пересечении двух проспектов — Абая и Гагарина стоит необычное здание (не спутайте его с «Военторгом»). В этом жилом доме, построенном еще в 80-е годы, были дуплексы — двухэтажные квартиры и подземная парковка. Кроме того, автору проекта удалось сделать так, что жильцы не смогли испортить фасад здания облицовкой балконов. Архитектор Яков Эзау рассказал нам историю этого строения. 

Яков Вениаминович Эзау – главный архитектор ИнтерИнж Проект, в прошлом архитектор Алма-Ата Гипрогор, член Союза архитекторов Казахстана, соавтор проектов ЖК «Северное Сияние» (Астана), мемориального комплекса Альфараби (Дамаск), автор проекта кафе «Сайран» (Алматы) и других. Сейчас живет в Берлине.

В 1982 году в Гипрогор поступил заказ на проектирование ведомственного жилья, заказчиком которого было министерство сельского хозяйства. Надо сказать, что весь квартал улиц Абая- Курмангазы-Жарокова-Гагарина был застроен этим управлением, у них было собственное СМУ, они строили пятиэтажные дома с улучшенной планировкой для своих работников. Якова Эзау назначили руководителем проекта нового здания, которое собирались возвести на относительно узком участке вдоль улицы Гагарина. Для удобства архитектора прикрепили к минсельхозу и поставили в очередь на квартиру в проектируемом им же доме.

Новый дом должен был иметь магазин самообслуживания на первом этаже, тогда это был новый формат торговли, в городе работало всего несколько универсамов типа современного супермаркета — с кассой у выхода. Для того, чтобы сделать удобный торговый зал, нужно было вынести из него лестничные клетки – чтобы они не разрезали торговое пространство. Лестницы и лифты в жилом доме останавливались над магазином, и выводили на мост-галерею, с которой по трем наружным лестницам можно было попасть во внутренний двор квартала.

 Схема первого этажа магазина — он имеет чистое межколонное пространство для торговли и подземной парковки, которая находится в пределах красных линий.

— Изначально я предполагал сделать галерею над магазином с улицы Гагарина, — вспоминает архитектор. — Так было принято в то время — например, на проспекте Алтынсарина в 11-м микрорайоне есть несколько таких домов, (которые за счет перепада высот образуют так называемые «палубы» – прим. редакции). Я уже клеил макет и готовился представить проект руководству, но тут архитектор Александр Иванович Коржемпо, руководитель нашей мастерской, сделал предложение оставить чистый фасад как у Ле Корбюзье, галерею сделать с задней стороны, балконы вывести исключительно на восточную, внутреннюю сторону, на западную сторону дома выходили лишь кухни и спальни. Композиционно это был цельный блок с вырезанными на фасаде окнами жилых этажей, и наклонными витражами магазина. Это было хорошим решением, так как это исключало возможность визуального замусоривания главного фасада остекленными балконами.

 

Внутренняя сторона здания, куда выведены все балконы

Конструктивные особенности. Дом был построен из типовых железобетонных элементов с шагом колонн 3,6 м Х 5,4 м, состоящим из 3-х секций в 10 этажей, включая подземный, цокольный, два технических и шесть жилых. Высота жилых этажей и технического этажа над магазином — 3 метра, верхний технический этаж необходимо было сделать высоким, чтобы была возможность сушить белье, так как придомовая территория была очень маленькой, дом строился в плотной застройке квартала минсельхоза. Высоту верхнего технического этажа приняли в 3,5 метра, машинные помещения лифтов не выступали из кровли, а саму кровлю сделали из железобетона с небольшим наклоном в центр, благодаря чему на ней не застаивается вода и она не протекает. Лифты на нижнем уровне были дополнительно укреплены колоннами, чтобы гасить динамические нагрузки, а галерея шириной в 1,2 м находится на дистанции от окон жилого этажа.

Вид со двора на галерею и лестницы, все балконы сделаны с восточной стороны

Разрез, который нарисовал Я. Эзау по памяти для нас

В то время Яков Эзау вступил в союз архитекторов Казахстана, это произошло благодаря реализации кафе «Сайран» на одноименном озере, с которым он выиграл несколько союзных конкурсов. Яков тогда стоял в очереди на квартиру, у него уже был один ребенок – и он мог претендовать на 2-3-х комнатную квартиру. Вступление в союз архитекторов давало право на дополнительные 20 кв.метров площади, которые рассматривались как кабинет, к тому же к середине строительства в молодой семье родилась вторая дочь. Ввиду новых обстоятельств семья Эзау уже имела право на 4-х комнатную квартиру. Но как же быть? В доме, который строил Эзау, были лишь 1,2,3 комнатные квартиры. Тогда архитектор предложил сделать в продольной половине технического этажа второй уровень для верхних 4-х комнатных квартир. Посоветовался с главным конструктором, который рассчитал, что запас прочности есть и что конструкции выдержат дополнительную нагрузку. На восточной стороне были балконные козырьки, куда можно было опереть балконы «технического этажа» и соорудить балконы для второго уровня. 

Узкая полоса придомовой территории компенсирована за счет дворов соседних домов, детские площадки перед домом минимальные.

— Фактически можно было получить дополнительные 300 квадратных метров практически даром. С этим предложением я пошел к руководству, — вспоминает архитектор. — Там было три пожилых руководителя, выслушав меня, один из них сказал: «И это, что, я смотрю вечером телевизор, а потом сонный должен по этой лестнице вверх лезть в свою спальню? Я начал рассказывать о том, что это сейчас модно, и как это классно — взрослые на одном этаже, дети на другом, в Европе так давно делают. Согласие было получено, и я сделал все изменения в рабочие чертежи строящегося дома при условии, что мне выделят полагавшуюся квартиру в 4 комнаты на верхних этажах, – вспоминает архитектор.

Различие западного и восточного фасадов

Пристройки значительно исказили пространство перед домом и фасад

Перед домом был котлован, и один из строителей предложил Якову сделать в нем подземный гараж, тем более что тогда на складе оставалось много неосвоенных железобетонных балок. Автор проекта изначально был против устройства в дебаркадере подземной парковки, но руководители поддержали строителей и архитектор согласился. В итоге построили 22 теплых подземных бокса для автомобилей. Как тогда полагалось, часть их получили инвалиды и участники войны. В 1986 году завершилось строительство дома и семья Эзау переехала в новую квартиру. Сейчас облик здания искажен пристроенным магазином, врезанными окнами на техническом этаже над магазином. Остался лишь один сквозной проход через дом, хотя раньше их было два, архитектор продумал проходы со двора к магазину, чтобы жильцам не приходилось обходить задние. Четырехкомнатная квартира самого архитектора расположена в 2-х уровнях, имеет 3 санузла, спа с комнатой отдыха и выходом на крышу, где расположена терраса с бассейном и шезлонгами.