Проект «Другой город»: реконструкция ул. Шевченко-Фурманова-Тулебаева

Совместный проект AB Restaurants и Vlast, при поддержке Urban Forum Almaty. Мы выбираем город, в котором приятно жить, и предлагаем молодым архитектурным фирмам улучшить пространство вокруг. Сегодня мы представляем проект изменения облика и самой философии отрезка улицы Шевченко между улицами Фурманова и Тулебаева, подготовленный архитектурной студией ATOMIK ARCHITECTURE.

За последние годы Алматы изменился в лучшую сторону, и заслуга в этом не только городских властей, архитекторов и дизайнеров, но отчасти и бизнеса, который имеет огромное влияние на внешний облик города. Компания AB Restaurants очень внимательно относится не только к тому, как выглядят заведения ресторанной сети, но и меняет пространство вокруг — достаточно вспомнить, как изменилась улица Кабанбай батыра с появлением ресторана Del Papa.

AB Restaurants и Vlast при поддержке Urban Forum Almaty запускают проект в поддержку молодых архитектурных фирм, чье видение того, каким должен быть Алматы, близко к нашему. Мы хотим, чтобы каждый из жителей задумывался о том, в каком мире мы живем и что можно сделать для его улучшения. 

 

Архитектурная студия ATOMIK ARCHITECTURE разработала свое видение реконструкции отрезка улицы Шевченко между улицами Фурманова и Тулебаева. Когда-то в этом здании находился салон для новобрачных. Несколько лет назад основную коммерческую площадь занял парфюмерный магазин. Под парковку были вырублены деревья. Этот отрезок улицы Шевченко примечателен отдельно выделенной трамвайной полосой, на которой высажена газонная трава. 

 

Проект реконструкции от архитектурной студии ATOMIK ARCHITECTURE

Комментарий студии: На примере небольшого отрезка улицы мы попытались выразить наше видение преобразования городского пространства Алматы. Изменения небольших масштабов, не требующих огромных финансовых вложений, могут привести к очевидным улучшениям улиц и созданию уютной атмосферы, приятной для жителей районов всех возрастов. Обеспеченность небольших кварталов основными многофункциональными площадями создает условия для меньшего использования транспорта. Жители создают уникальный спирит местных кварталов.  

Первый этаж зданий предназначен для коммерческих площадей. Второй, третий и четвертый этажи остаются жилыми, тогда как пятый и шестой могут быть преобразованы в офисные пространства. 

Крыши домов могут стать площадками для парков и теплиц, где можно выращивать овощи и фрукты, разводить пчел. Продукты могут продаваться на местных рынках.

Фасады существующих зданий обновлены с учетом сохранения исторического облика: балконы восстановлены, чтобы обеспечивать в летнее время тень на южной стороне зданий и пассивную теплоизоляцию в зимний период. На балконах высажены зеленые растения для пассивного охлаждения в жаркую погоду.              

Асель Есжанова, организатор независимой площадки Urban Forum Almaty, директор архитектурной студии Atomik Architecture:

— Мы слышали о том, что трамвайные пути собираются демонтировать, но мои коллеги решили их оставить, потому что мы считаем, что убирать трамвай — большая ошибка. Даже если трамвай как транспорт совсем уберут, пусть этот отрезок его пути останется частью алматинской истории, и, может быть, потенциально он мог бы быть тоже интересной публичной зоной. В Москве, на Патриарших прудах в память о «Мастере и Маргарите» поставили трамвайный путь, хотя самого этого транспорта там не было.

В нашем проекте мы убрали разделение между пешеходной и проезжей частями. Сейчас практикуется такая вещь, когда между дорогой и публичным пространством – зоной для пешеходов не делается границ. Например, так сделано на улице музее-авеню, в Лондоне и других активных местах столицы Великобритании. Таким образом, они с одной стороны, стараются концентрировать внимание водителей и тогда они автоматически медленнее едут, а с другой стороны, в вечернее время можно перекрыть часть проезжей дороги и там начинается активность.

Мы должны понимать, что машины уходят, основной приоритет должен быть за пешеходным движением, а не за автомобильным. В нашем проекте мы представляем как в идеале это должно быть. Конечно, можно все это снести, но у нас есть здание, улица, и это наше решение в городе, в котором люди стали бы меньше использовать автомобили и больше ходить пешком. 

Сечение типовой улицы

При увеличении плотности застройки и улучшении эффективности зданий жителям города не надо будет преодолевать огромные расстояния между домом и работой.

Предпочтение общественного транспорта машинам приведет к сокращению загрязнения окружающей среды и экономии энергии.

Больше велосипедных дорог, которые будут актуальны с ранней весны и до поздней осени. 

Вид на улицу

Устранение визуальных барьеров (кустов, зарослей) сделает улицы более безопасными.

При улучшении уличной среды, пешеходная часть становится приоритетной. Появляется больше возможности для коммерческой деятельности, а также для взаимодействия горожан.

Детальный разрез типовой улицы

Хорошее качество покрытия тротуаров сделает пешеходную часть доступной каждому человеку.

Улучшение просматриваемости улиц сделает их более безопасными.

Больше пространства для велосипедистов: велосипедный город - это передовой город.

 

Принципы создания комфортного города по ATOMIK ARCHITECTURE:

Общественный транспорт:

Мы видим Алматы полицентричным городом, в котором связь между районами обеспечивается через устойчивую систему общественного транспорта. Сокращение передвижения на транспорте приведет к уменьшению токсичных выбросов в атмосферу.

Компактная застройка:

Плотная застройка снижает уровень стресса на городскую транспортную инфраструктуру, включая общественный и частный транспорт. Фокус на развитие центров городских кварталов поможет избежать стихийное «расползание» территории Алматы.

Улучшение качественных характеристик зданий:

Модернизация существующих зданий для рационализации и экономии бюджета на обеспечение охлаждения и обогрева. Новые же дома должны быть построены согласно более высоким стандартам и требованиям.

Право на вид:

Каждый имеет право доступа к панораме гор.

Более ясная видимость улиц:

Чистые улицы, аккуратно устроенные зеленые насаждения вдоль пешеходной зоны значительно поменяют образ городского пространства.

Приоритеты транспортной системы:

Пешеходы

Велосипедисты

Общественный транспорт

Электромобили

Автомобили

Грузовой транспорт