Право на город. 10 примеров того, что не так с Алматы

Адиль Ажиев, Анель Молдахметова, бюро городских проектов Light+Space, специально для Vласти

Часто, прогуливаясь по любимому городу, мы перестаем обращать внимание на вещи, которые должны нас по идее возмущать как пешеходов. Протискиваемся сквозь небрежно припаркованные огромные джипы, которые почему-то стоят на тротуаре, обходим столбы билбордов с рекламой, предназначенной для автомобилистов, торопимся перебежать дорогу на пешеходном переходе, нервно озираясь по сторонам, вдыхаем сажу и копоть из выхлопной трубы автомобиля соседа, который решил прогреть машину под окном.

У нас же, как у архитекторов, и в первую очередь пешеходов, эти вещи до сих пор вызывают удивление, гнев, а иногда нервный смех. Мы решили наглядно объяснить, как сделать так, чтобы ходить по городу нам всем стало немного комфортнее. Для этого не нужны большие бюджеты, консультации с дорогими иностранными урбанистами. Нам нужно всего лишь взглянуть на вещи под другим углом и понять, что у нас, как пешеходов есть право на город, и это право мы должны отстаивать.

1. Обилие рекламных щитов и вывесок, которые закрывают вид на исторические здания, создают визуальный мусор и препятствия для пешеходов. 

2. Глубокие карманы АЗС вдоль дороги, которые пересекают пешеходные пути, никак не разграничены и не образуют островка безопасности. Пешеходу необходимо оглядываться, так как траектория движения автомобилей может быть непредсказуемой. 

3. При устройстве выделенных линий для общественного транспорта строительство парковочных карманов крайне нежелательно, — обычная практика парковки автомобилей «елочкой» сужает дорогу, лишая ее одной полосы и создает опасные ситуации на дороге.

4. Приоритет в очистке улиц. Во время сильного снегопада в первую очередь очищают проезжую часть, скидывая горы снега на обочину, блокируя проходы для пешеходов. Дорожки и тротуары чистятся в последнюю очередь, хотя чаще всего просто посыпаются химикатами. 

5. На перекрестке двух главных улиц, пешеходный переход через перекресток совсем не в приоритете, светофоры настроены на движение автомобилей и человеку на переход шестиполосной улицы отводится всего 12 секунд. 

6. Экспансия донерной началась около 8 лет назад, тогда исторический фасад дома 50-х годов уже был испорчен пристройками магазинов. Постепенно кафе выплеснулось за пределы фасада: в первый год столики стояли на газоне среди деревьев, через какое-то время построили помост, затем навес, его застеклили и утеплили. Бизнес рос, стали выкупаться соседние помещения, пристраиваться новые объемы. Через некоторое время площадь кафе выросла до 300 квадратных метров торговых площадей. В итоге владельцы пригласили новых арендаторов, так как заполнить 120 посадочных мест им не удалось, несмотря на популярность кафе. 

7. В постсоветском городе не так много зданий, первые этажи которых подходят для сферы услуг. Горожане относятся к проблеме «творчески»: в любом свободном месте, между домами, в торцах жилых домов, возникают пристроенные козырьки, тамбуры и новые здания.  Новое строительство в Алматы оторвано от места и от контекста, — сюда можно поставить все, что хочет заказчик.  

8. «Дома-грибы». Уплотнение застройки — это характерная особенность развивающихся городов. В нашем городе эта тенденция началась в конце 90-х годов, причем начали активно застраивать центр, нередко на месте старой исторической застройки. Как правило, комфортная среда для пешеходов находится для девелоперов на последнем месте, важны квадратные метры, которые можно продать. На месте 2-3 этажных домов возникают огромные жилые комплексы, бизнес-центры, торговые дома или дома приемов с недостаточным количеством парковочных мест, инфраструктурных объектов и общественных пространств. Эти дома выглядят инородными образованиями на теле города и напоминают грибы.

9. «Паркуйся всегда, паркуйся везде». Парковка на тротуаре является фактически законной, частные компании ставят шлагбаум и оформляют часть тротуара как парковку к своим зданиям, создавая препятствия и угрозу безопасности, так как машины, заезжая на парковку или выезжая из нее, проезжают по узкому тротуару, зачастую блокируя проход для пешеходов.

10. Городские паразиты. Первая и последняя пешеходная улица города в начале 2000-х была убита строительством чужеродного предмета, захватившего ее лучший отрезок. Датские урбанисты предложили сделать из него культурный центр, но кажется, что это место может спасти только полный снос алюкобондной колбасы. Вид на нее сверху: