Аэровокзал

Давид Камински, Адильжан Псяев, фотографии Жанары Каримовой

В 2015 году алматинский аэровокзал был выведен из памятников архитектуры. По традиции это означает гибель здания. Пока этого не произошло, Давид Камински и Адильжан Псяев в рамках проекта Archcode Almaty изучили историю возникновения аэровокзала и предложили свое видение его будущего.  

Для начала нужно разобраться в том, что такое аэровокзал. Впервые такие комплексы возникли в Париже и Берлине в 20-ых годах XX века. В СССР первый аэровокзал открылся в 1965 году в Москве. Он исполнял практически все функции аэропорта, связанные с обслуживанием пассажиров. Приобретя билет в кассе, пассажир мог на месте пройти таможенный контроль и сдать багаж. Далее он садился в автобус, который доставлял его прямо к трапу самолета. Такой формат исключал необходимость самостоятельно добираться в отдаленный от города аэропорт, значительно повышая комфортность путешествий.

Впервые новость о скором строительстве аэровокзала в Алма-Ате появилась в 1966 году. Необходимость возведения комплекса связана была с ростом пассажиропотока, с которым терминал аэропорта справлялся с трудом, а большое отдаление воздушных ворот от центра города создавало неудобства для пассажиров. Но вместе с тем планировалось и расширение терминала аэропорта.

Открытие Аэровокзала состоялось в 1972 году. Его проект разработали архитекторы Казгипрогора. Расположенный на пересечении проспекта Мира и улицы Горького, он занимал первые два этажа здания управления гражданской авиации, помещения которого находились выше в многоэтажной «пластине», отделанной стеклом и бирюзовым эмалитом. На вершине обоих ее торцов располагались крупные часы. Также на торцах уже после постройки здания управления гражданской авиации, появились монументальные мозаики.

Из трех монументальных мозаик сейчас можно увидеть только одну 

Пассажир попадал в фойе, отделенное от улицы широкими окнами-витринами, выходящими на проспект Мира. Пройдя регистрацию и сдав багаж, он оказывался на площадке позади здания управления авиации, где его ожидал комфортабельный автобус, который проезжая по проспекту Мира, далее по Красногвардейскому тракту, в итоге выезжал на летное поле алматинского аэропорта.

В 1976 году был построен второй корпус аэровокзала по проекту архитекторов Казгипрогора И. Щевеловой и А. Леппика. Теперь пассажиры проходили через просторный двухсветный вестибюль, залитый светом сквозь широкие ленточные окна. Закрепленные с внешней стороны ажурные солнцезащитные элементы создавали на полу рябь из сложного геометрического орнамента. Потолок зала покрыли профилированными алюминиевыми плитами, которые также были закреплены снаружи, за остеклением. Этот популярный в модернизме прием раскрывал внутреннее пространство, словно размывая границы зала.

Архитектура нового корпуса получила признание, и в 1979 году Аэровокзал стал памятником архитектуры местного значения.

После распада СССР Аэровокзал еще продолжал функционировать. Здесь все также действовали авиакассы. Но уже в первой половине 2000-х годов предприятие ликвидировали. Главный зал западного корпуса начал наполняться торговлей. Сегодня основу ассортимента здесь составляют аксессуары для мобильных телефонов, а также различные услуги по их ремонту. Для размещения множества торговых точек потребовалось разбить пространство главного зала множеством пластиковых перегородок.

Площади бывшего управления гражданской авиации передали в коммерческую аренду. Теперь здесь располагаются множество компаний, не всегда связанных с авиацией. В завершение трансформации был переоблицован фасад здания. Стекла стали коричневыми, а обрамляет их бирюзовый алюкобонд. У южного торца к фасаду оказалась пристроена дополнительная лифтовая шахта. Тогда же были демонтированы часы на торцах здания.

Задняя площадка вместе с ликвидацией предприятия Аэровокзала превратилась в банальную парковку, по границам которой растянулись разнообразные пристройки, выступающие из старого фасада.

В 2015 году комплекс аэровокзала изменился композиционно. Южнее здания управления гражданской авиации началось строительство офисного здания, которое закрыло обзор на монументальные мозаики.

Таким образом, на сегодняшний день первоначальный архитектурный замысел практически полностью утерян, что вылилось в исключение Аэровокзала из списка памятников архитектуры в 2015 году. Вместе с тем комплекс полностью утратил начальные функции. Аэровокзал сегодня не более чем топоним.


Но будущее его может быть другим. Аэровокзал необходимо реставрировать. Однако аэровокзалы как часть инфраструктуры практически утратили актуальность. Таким образом, большую важность приобретает сохранение оставшейся и восстановление утраченной части первоначального облика.

Это особенно актуально в связи с тем, что архитектура советского модернизма, представителем которого является здание аэровокзала, активно разрушается в последние годы. И вместе с тем растет популярность этого стиля в мировой архитектурной среде. Таким образом, восстановление облика и обновление функционала здания защитит памятник модернизма от разрушения и обозначит его статус как новой городской достопримечательности.

Комплекс требует последовательной научной реставрации. В ходе реставрации наверняка потребуется исправить последствия многочисленных реконструкций, которым подвергался комплекс в течение многих лет. Придется снести недавно появившуюся пристройку по улице Желтоксан и восстановить переход между корпусами. Это также откроет обзор на мозаику, закрытую постройкой. В результате Алматы вернет себе одно из знаковых сооружений эпохи модернизма. Но вот как быть с функцией?

Город в последние годы сталкивается с резким развитием индустрии искусства. Выставки, биеннале, разнообразные концептуальные постановки и перфомансы набирают все большую популярность. Но помехой развитию является отсутствие в городе качественной площадки.

Комментарий искусствоведа Валерии Ибраевой:

«Идея превратить аэровокзал в центр современного искусства давно витает в воздухе. Современное искусство требует неклассических музейных зданий. Это давно поняли во всем мире и используют промышленные помещения, вокзалы, типографии и электростанции для музеев и центров современного искусства».

Аэровокзал может дать такую площадку. Во-первых, он находится в самом центре города на пересечении улиц Желтоксан и Жибек Жолы, часть которого занимает алматинский Арбат, который планируется продлить вплоть до Наурызбай батыра. Таким образом, центр современного искусства оказывается в самой живой и активной части города вдоль одной из важнейших осей.

Во-вторых, само здание имеет сильный потенциал. В основе нового центра искусств оказывается главный зал западного корпуса. Огромное внутреннее пространство лишено колонн и перегородок, открывая безграничные возможности для его трансформации под различные нужды. И вместе с тем модернистская архитектура здания предполагает размещение в нем не классического, а исключительно авангардного искусства.

Высокий потолок аэровокзала позволяет выставлять в зале внушительные монументальные скульптуры, а на галереях второго этажа разместились бы произведения искусства меньшего размера.

Возможно, наоборот разбить пространство зала разнообразными временными перегородками. Некоторые из них сделать достаточно высокими, чтобы выставить внушительные живописные произведения, которые не поместились бы в музейных залах.

Используя временные перегородки можно по-разному разбить пространство, чтобы организовать различные лектории. 

Пространства зала хватает для устройства подиума для модных показов, частью которого станет пластичная лестница.

Таким образом один единственный зал обеспечивает пространство для самых разных мероприятий. При этом варианты устройства возможно совмещать. 

Вместе с основным большим залом, частью центра современного искусства станут помещения в основании здания управления гражданской авиации. Первый его этаж займет малый многофункциональный зал, где также будут разнообразные мероприятия. 

На втором этаже этого корпуса разместится библиотека, специализирующаяся на книгах по искусству, архитектуре, урбанистике и дизайне. 

Территорию вокруг аэровокзала также ждет преображение. Площадь со стороны проспекта Жибек Жолы превратится в активное общественное пространство, отделенное от шума улицы Желтоксан небольшим террасированым холмом. Образовавшаяся между ним и аэровокзалом площадка может использоваться для самых разнообразных мероприятий и выставок. Например, на стене перехода между корпусами возможно закрепить киноэкран.

Ближе к входам в главный зал расположатся разнообразные уличные экспозиции, например скульптуры.

Уют создаст мобильная уличная мебель. В современной урбанистике допускаются уже не просто стулья, а более расслабленные шезлонги.

И чтобы в полной мере раскрыть потенциал пространства, в конечном счете потребуется продлить Арбат как минимум до улицы Наурызбай батыра.

Таким образом, при минимальных затратах Алматы получает первоклассный центр современного искусства, так необходимый его быстроразвивающейся art-индустрии, а кроме того, мы сможем сохранить одного из выдающихся сооружений архитектуры советского модернизма.

Но это только видение. Аэровокзал находится в частных руках, торговля не теряет активности, а значит, данная концепция скорее всего останется на бумаге.

Статья написана в рамках Archcode Almaty — проекта, посвященного сохранению архитектурной идентичности города. Проект осуществляется при поддержке Фонда Сорос-Казахстан.