Давид Камински, исследователь архитектуры, специально для Vласти
фотографии Жанары Каримовой
У акимата Алматы есть большой план по реконструкции КЦДС «Атакент». В связи с этим мы решили вспомнить какой была прежде Выставка Достижений Народного Хозяйства. Когда-то здесь стояла демонстрационная техника, был летний кинотеатр, прототип кафе «Льдинка» и большие фонтаны.
Но прежде чем рассказывать о ВДНХ, нужно вспомнить историю появления этих павильонов и зачем они были нужны. Первый крупный выставочный комплекс в СССР был построен к Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке, открывшейся в Москве в 1923 году. Она должна была показать первые успехи и достижения советской власти, а также способствовать обмену опытом среди специалистов. Для проведения выставки на территории современного парка им. Горького и Нескучного сада соорудили целый город, состоящий из павильонов, представляющих разнообразные отрасли промышленности и сельского хозяйства. Многие из них, как например, павильон «Махорка» архитектора Константина Мельникова, имели особую архитектурную ценность.
![](/media/upload/images/33eb3419aa21092fd57ce84fb1408e77.jpeg)
Снимок с сайта realty.rbc.ru
В 1959 году на севере Москвы за счёт объединения сельскохозяйственной, промышленной и строительной выставок открыли Выставку Достижений Народного Хозяйства (ВДНХ), где помимо отраслевых павильонов присутствовали также павильоны союзных республик, в том числе и Казахской ССР.
В этом же 1959 году в Алма-Ате решили создать комплекс ВДНХ КазССР, чья экспозиция рассказывала бы об успехах в экономическом и технологическом развитии республики.
Для строительства выбрали участок площадью 100 га западнее ботанического сада. Здесь должны были разместиться 9 основных павильонов, 25 административных и культурно-бытовых построек, 46 отдельных демонстрационных площадок, а также кинотеатр с лекционным залом. Композиционной осью комплекса стала 5-ая Линия (улица Ауэзова), замыкающаяся аванплощадью перед главным входом на выставку. Первоначально закончить строительство планировалось в 1960-ом году. Авторами первоначального проекта выступали Н. Рипинский, А. Соколов, Ю. Земляницын, И. Михайловский, А. Пушилина.
Строительство отстало от сроков на год, выставка открылась для посетителей в июне 1961-го. На момент открытия были готовы лишь несколько павильонов. Со временем их количество только увеличивалось.
![](/media/upload/images/dec9652b275051f6cbd8b2c2be64ea0c.png)
![](/media/upload/images/cd2417d15981c59b39dc9b4cbff9a5e6.png)
![](/media/upload/images/ae8f79e93b630395b17ef9e148d5c141.png)
Главный вход на выставку первоначально отмечался рядом поддерживающих флагштоки пилонов, скругленных с северной стороны. Но посетители проходили не через них, а через одноэтажные кассы павильона, расположенные по обеим сторонам.
![](/media/upload/images/c6cb3340f9294f3d4c2b9eccb8bc1418.png)
![](/media/upload/images/9a3d7abb3cf3a7355b0b6af88796f47e.png)
В 1983 году входную группу реконструировали. По проекту архитекторов Алматыгипрогора построили уже привычные нам арки. Их массивное каменное основание поддерживает взятую из восточной архитектуры стрельчатую арку отделанную алюминиевыми листами. Были перестроены и кассовые павильоны. Их архитектура изменилась, стала более массивной.
![](/media/upload/images/794fa20ab46175b162a02df2ff8d3802.png)
Сегодня сохранился только один кассовый павильон, восточный, закрытый от от обзора разнообразными пристройками, вывесками, новыми фасадами магазинов. Западный был снесён для строительства гостиницы. Арки главного входа реконструировали в 2015 году.
![](/media/upload/images/84a2fe39ad927b1d20735f2510cee6c2.jpg)
Экспозиция главного павильона состояла из нескольких разделов, знакомящих гостей выставки с развитием экономической мощи страны. Центральным экспонатом была электрифицированная диорама в виде карты республики, на которой обозначались промышленные и аграрные центры страны. В разделе «отрасли народного хозяйства» были представлены достижения электроэнергетики, цветной и чёрной металлургии, угольной, нефтяной, химической, машиностроительной, лёгкой и пищевой промышленности. Следующий раздел демонстрировал успехи развития аграрного хозяйства КазССР. Далее посетители знакомились с достижениями науки и образования. Многочисленные фотографии, тексты и схемы рассказывали о небывалых успехах педагогов и учёных. Там же были выставлены книги, книжные иллюстрации, газеты и журналы. Отдельное место в разделе отводилось культуре и искусству народов Казахстана. Особой деталью павильона была установка из множества экранов, на которой демонстрировался фильм о произошедших со страной переменах.
![](/media/upload/images/810d48b00bf6ee074ce6884b592c940d.png)
Кроме того в павильоне был выставлен внушительный макет столицы республики. На нём в деталях были переданы знаковые сооружения Алма-Аты, каждое из которых имело внутреннюю подсветку, передана рядовая застройка, расставлены деревья, а фоном макета была широкая панорама гор.
![](/media/upload/images/65da12982dcbd317f0cddc7e6ae07748.jpg)
Сам павильон был построен по проекту архитектора Николая Рипинского (автор гостиницы «Алматы», Дворца Республики) это было слияние архитектуры и инженерии. С обоих торцов здания располагались огромные витражи. Южный витраж был выполнен из цветного стекла.
![](/media/upload/images/be82213a72e72b6cb8354388c45f3155.png)
На фото: главный павильон
![](/media/upload/images/9ec62c0fafc38e02f4f9b497eec79b7b.png)
В 90-е годы павильон практически утратил свою первоначальную функцию, став дворцом торжеств. Вместе с новой функцией, он получил и абсолютно новую наружность. Главный фасад теперь венчает голубой купол, а по всей его ширине расставлены античные колонны. Металл во внешней отделке оказался вытеснен искусственным травертином.
![](/media/upload/images/97c091327511fb6c1021c23b7cbff035.jpg)
Западнее главного павильона была линия из множества круглых фонтанов. Фонтаны объединялись в каскады, подсвечиваемые изнутри. Чаши были покрыты утопленными в бетон камнями, а борта выполнены из красного гранита. В чашах также была установлена подсветка.
Сегодня в первоначальном виде сохранился только один из каскадов и крупный северный фонтан. Сейчас в них скапливается дождевая вода и обитают лягушки. Другая группа фонтанов оказалась на территории ресторана, концепция которого превратила их в своеобразные пруды с беседками.
![](/media/upload/images/d0495727fc291ea80c343c2e0f715188.jpg)
![](/media/upload/images/7cb2372cd222739de1ded2f05cf52eec.jpg)
Завершался каскад полукруглой республиканской доской почёта. На ней размещались портреты выдающихся работников, ударников труда.
Сооружение было снесено в конце 90-ых, а на его месте остался пустырь.
![](/media/upload/images/06ac425fd66606bfae12b72503cd769d.png)
![](/media/upload/images/1c3e3aea7a7ed1107cf45f3f29c763a5.jpg)
Одними из первых публике были открыты три павильона, демонстрирующих достижения тяжёлой промышленности, строительства и сельского хозяйства.
На входе в павильон тяжёлой промышленности посетителей встречала бронзовая скульптура рабочего-металлурга. Экспозиция начиналась с внушительной карты страны, на которой были отмечены месторождения полезных ископаемых и связанные с ними промышленные предприятия. Тут же находились макеты доменных печей, а также модели крупнейших добывающих и обрабатывающих комбинатов, образцы их продукции, фотографии шахт и карьеров.
![](/media/upload/images/00852d34ced5409e406705c7e03ca2f5.png)
Знакомство с аграрными достижениями страны начиналось с крупной карты природно-экономических зон. За ней следовало два тематических отдела. «Зерновое хозяйство» освещало опыт передовых хозяйств и совхозов, на отдельных стендах были представлены показатели рекордных урожаев, а вместе с ними некоторые образцы растений.
![](/media/upload/images/393635d12ec824ed1c2591300659d58a.png)
На площадке можно было увидеть комбайны, а также тракторы «Беларусь» и «Кировец». Раздел животноводства помимо успехов и инноваций в отрасли демонстрировал также улучшения в качестве жизни скотоводов. Например, в экспозиции был набор мебели для жилищ чабанов.
![](/media/upload/images/bdb6a58343f0cd2df1f7f53d723eaa79.png)
Внутренняя экспозиция раздела «Строительство» демонстрировала достижения казахстанских архитекторов и строителей. Здесь были выставлены макеты знаковых построек, строительная техника и даже образцовая квартира в натуральную величину.
Здесь можно было увидеть макет жилого дома серии С-158 высотой в 2 этажа, вместо стандартных девяти. Рядом с ним также возвели двухэтажный дом серии КЗ-464, в котором использованы основные виды панелей. В наши дни они используется как офисные здания.
![](/media/upload/images/4db00054d45cf4b550381471a0dcddcf.png)
![](/media/upload/images/eb1eee015898e0227bd63f1f6f20395f.png)
![](/media/upload/images/606045bb6cf147a7682b074817cf9265.jpg)
Все три павильона имели одинаковую архитектуру и также были созданы Рипинским. Круто выгнутые параболические арки, впоследствии неоднократно использованные архитектором в других проектах. В середине 60-ых один из павильонов исчез — предположительно сгорел, и на его месте построили новое сооружение, в котором разместились экспозиции сельского хозяйства и пищевой промышленности.
![](/media/upload/images/c36dfd85266868b755c1df3e9d726105.png)
Экспозиция пищевой промышленности, открывшаяся в 1967-ом году, демонстрировала развитие мясной, молочной, рыбной, и других направлений, связанных с производством продуктов питания. Основу наполнения павильона составили образцы продукции крупных предприятий, демонстрировались новейшие методы производства и достигнутые за счёт их применения высокие статистические показатели, а также макет Курдайского сахарного завода.
Новый павильон значительно превосходил в размере предыдущие. Его восточный фасад занимал витраж, разбитый тонкими бетонными рёбрами, закрывающими внутреннее пространство от прямых солнечных лучей. Глухие торцовые стены использовались для закрепления разнообразных плакатов и агитации.
Сегодня первоначальная архитектура потеряна за множеством пристроек, превосходящих размерами оригинальное здание, пластами новых отделочных материалов, но, тем не менее, павильон продолжает функционировать по своему прямому назначению.
![](/media/upload/images/594680dfc52fe25c1b29dc8e20db84c5.png)
![](/media/upload/images/99bc56d968ba915edcdea337b179f0bf.jpg)
У восточного края выставки в одном павильоне размещалось две экспозиции. Основной акцент делался на успехах дорожного строительства, его достижениях и используемых в нём инновациях. Но главным экспонатом была внешняя демонстрационная площадка — образцовая автомобильная дорога, проложенная от павильона на юг до границы комплекса.
![](/media/upload/images/1ebfa8857d1a867b4cf5651ec49b0d38.png)
На ней использовалась новейшая разметка, уличное освещение, гранитные бордюры, на разворотных кольцах на концах дороги установили новейшие остановочные комплексы.
Сегодня трасса пришла в запустение и стала пешеходной аллеей. На месте северного разворотного круга был построен торговый центр. Дорогу также разорвал забор расширившего свою территорию кафе. Из существовавшей здесь инфраструктуры остались только двойные уличные фонари.
![](/media/upload/images/4add1f0f8bd7f389f7692dab1be95b87.jpg)
![](/media/upload/images/a2b7c1dd07066c3f954c132396197f3e.jpg)
![](/media/upload/images/8c44d9f903abb830309274c68153d55d.jpg)
Здесь был круг автодороги
В соседнем восточном корпусе располагалась экспозиция керамической промышленности. На стендах с зелёным тканевым покрытием были расставлены чашки, чайники, тарелки, вазы местного производства.
![](/media/upload/images/19b3f93be3a819b2ca32474522a1ea6d.png)
Здание павильона построено в 1975 году по проекту архитектора Б. Дмитриевского. В наше время архитектура сооружения претерпела колористические изменения, фасад оказался залит красным, а акценты задаёт золото. Угловые витражи гипара закрыли панели с национальным орнаментом. А внутри павильона теперь действует зал торжеств.
![](/media/upload/images/f3bf1fabadddbdc6829dc888532017bf.jpg)
Павильон «Механизация и автоматизация складского хозяйства» открылся в начале 80-ых и располагался в северо-восточной части ВДНХ. Экспозиция состояла из разнообразных подъёмников, складской тары и т.п. На внешней демонстрационной площадке можно было увидеть погрузочные механизмы, приспособления и средства для транспортировки грузов, контейнеры, а также фрагменты отдельных производственных участков.
Само здание павильона представляло собой квадратную в плане стеклянную призму, фасад которой украшали ряды золотистых металлических рёбер. Конструктивно павильон представлял собой прототип будущего типового склада. Сборный каркас обеспечивал лёгкую доставку и сборку его на месте строительства. А простая форма позволяла составлять из таких модулей здания различной площади.
Было начато, но впоследствии заброшено строительство второго такого павильона. В наши дни он был достроен, а в начале 2000-ых был пристроен третий блок, повторяющий форму и размеры павильонов. Вместе с тем первоначальную экспозицию вытеснили разнообразные киоски и предприятия по продаже и ремонту сотовых телефонов. Сегодня же здание павильона поглощено расширяющимся торговым центром.
![](/media/upload/images/e42fcab36bbba67c27b131d8ab9186bf.png)
Отдельный павильон выделили для демонстрации достижений в области связи, он открылся в числе первых и находился недалеко от главного здания. Он был небольшой, одноэтажный.
В наше время к зданию пристроили второй этаж, полностью изменив его облик, как и функции. Теперь здесь работает ресторан.
![](/media/upload/images/b6498eade94f449ab3f1d34b4e9ac963.png)
![](/media/upload/images/837a3b640e2562a5fced5d0d83779a2b.jpg)
Павильон гражданской авиации открылся в середине 70-ых годов напротив нового павильона сельского хозяйства. Экспозиция рассказывала об истории освоения воздушного пространства Казахстана. Частью экспозиции был вертолёт, установленный у входа в павильон.
Форма сооружения перекликается с тремя первыми павильонами выставки, но имеет свои особенности. Кровля рифленой формы, зигзагообразная в разрезе. Входная группа на торце здания была решена в виде двух облицованных металлом пластин с загнутыми кверху концами, которые в середине павильона, не соприкасаясь друг с другом, поддерживали эмблему советской авиации.
Впоследствии павильон стал основой для аквапарка и фитнес-клуба. К нему с торцов были пристроены дополнительные площади, а кровлю покрасили в голубой цвет.
![](/media/upload/images/d0655f44fe0b574a1905a37ed3658e55.png)
![](/media/upload/images/26a1f08fdf77f95286e408a710f32040.jpg)
Павильон «Сувениры» располагался в здании нового типового магазина сувениров. Экспонаты окружали круглое ядро постройки, которое расширяясь кверху переходило в широкий навес лишённый колонн. Пространство между ним и полом заполнял сплошной прозрачный витраж. Автором проекта был Рипинский. Аналогичный проект был реализован на пересечении улиц Богенбай батыра и Панфилова — сейчас там находится обновленное кафе «Льдинка».
Сегодня первоначальный замысел полностью искажен пристройками значительно превосходящими площадью сам павильон. Вместе с полным изменением архитектуры изменилась и функция — здесь теперь ресторан.
![](/media/upload/images/a40b34943255d372281789aae752fc13.png)
![](/media/upload/images/7402f0ad52abe873ed8e5e2e5b157c7e.jpg)
![](/media/upload/images/a5fb6f05e25257fac0e879f495bc54a0.jpg)
Кинотеатр «Ракета» открылся одновременно с самой выставкой. Его вписанный в склон амфитеатр располагался под открытым небом. Зрители попадали к нему через одноэтажную постройку с наклонёнными у торцов стенами и сплошными витражами. За ней, со стороны амфитеатра, находится киноэкран, расположенный в углублении под навесом.
Планировалось провести реконструкцию кинотеатра, соорудив внушительную пространственно-решетчатую конструкцию, которая поддерживала бы новую кровлю. Но она так и не была реализована. Кинотеатр перестал функционировать уже в конце 80-ых. С тех пор к бывшему «фойе» пристроили второй этаж, полностью уничтожив амфитеатр, а территория заросла травой.
![](/media/upload/images/c06d3a7012cab6b2f529615a230f90dc.png)
![](/media/upload/images/d6dbe3053e88b7b04346f97588064f1d.jpg)
![](/media/upload/images/40e6b6ec985ef018ebe66ef411a943d0.jpg)
Недалеко от кинотеатра находился ресторан «Достык». Его летняя площадка располагалась вокруг бетонного цилиндра, с помощью тросов поддерживающего металлический каркас радиусом 15 метров, на который натягивалась ткань, защищающая посетителей от солнца. Кухня занимала расположенную чуть севернее прямоугольную постройку.
Ресторан продолжает работать на этом месте и по сей день, но оригинальное здание полностью перестроено и обросло многочисленными пристройками.
![](/media/upload/images/83c27d66b6525b1fcb7008c9ea47f332.jpg)
На южном краю выставки также располагалось несколько построек. Среди них были образцовые коровники, свинарники, в который содержали настоящих животных. Это были типовые одноэтажные постройки, имевшие площадки для свободного выпаса. Сегодня они превращены в офисы.
![](/media/upload/images/25d1501b7db36eeccb09be0da00612e9.jpg)
Неподалёку располагалась администрация выставки. Двухэтажное здание выделялось несколькими выпирающими из фасада треугольными эркерами. Здание сохранило свою офисную функцию, только к нему надстроено ещё два этажа.
![](/media/upload/images/66aa999a870db820e545bd4f4f219a40.jpg)
В долгосрочной перспективе предполагалось, что комплекс выставки, переходя в парковую зону разрастётся дальше на юг до проспекта аль-Фараби. Но после развала СССР отведённые под это территории были застроены частными домами и жилыми комплексами.
С середины 90-ых годов территория ВНДХ оказалась поделена между частными компаниями и подверглась полной трансформации. Выставочные павильоны стали заведениями общественного питания или торговыми центрами. Крупнейший из торговых центров «Каркара» появился между северной границей выставки и улицей Тимирязева. Отдельные объекты инфраструктуры комплекса, такие как подземные туалеты, сделанные в основании фонтанов, и питьевые фонтанчики пришли в запустение. К новым предприятиям были подведены новые проезды, обустроены парковки, машины начали наполнять территорию. Крупнейшей парковкой стала аванплощадь перед главным входом, где оставляют свои машины посетители рынка, протянувшегося вдоль улицы Тимирязева.
![](/media/upload/images/df948341a92f4186d93dc7129144c2cf.jpg)
![](/media/upload/images/23aed3d61f7f28a485e0782c38c22664.jpg)
В 2015 году началась реконструкция комплекса. Первыми были обновлены арки входной группы. Была полностью заменена их отделка, а облицованное теперь уже травертином основание получило расшивку хаотичными линиями. Перед арками со стороны площади была устроена небольшая, защищенная от машин столбиками площадка. О полной ликвидации парковки впервые было заявлено в феврале 2016-го года, конкретные сроки реализации идеи неизвестны.
Комплексный план реконструкции территории комплекса, разработанный ландшафтным архитектором Романом Шнайдерманом предполагает сохранение территории как парковой, её благоустройство с созданием велодорожек, детских площадок и мест для активного отдыха.
![](/media/upload/images/d18dd679cd1f5a5704982ed3d4208d8a.jpg)
![](/media/upload/images/5a58d8084605c83d0ebba062e8ee334c.jpg)
![](/media/upload/images/9335cd4c6634b32c1d5947d4f3cda7f9.jpg)
![](/media/upload/images/110cad29402e808a4e99f8db97648d29.jpg)
Визуализация от архитектурного бюро Basire Design Group
На данный момент из этих работ проводится реконструкция нескольких дорожек у северного края парка, а также появилась детская площадка у бывшего кинотеатра «Ракета».
![](/media/upload/images/0eb71a220ef7929bf7c5a4cbf472c0a3.jpg)
Реконструкция так же подразумевает расширение торгового центра — с нынешних с 10,9 тыс. кв. метров до 41,5 тыс. кв. метров.
Строительство его новых павильонов приближается к завершению. Дополнительные площади создаются за счёт бывшей здесь парковки, вытеснившей в прошлом зелёные насаждения.
![](/media/upload/images/407116ecfec834190d3713a0bb0c254c.jpg)
![](/media/upload/images/19e53f36469ec0c5cff24040e9ca5864.jpg)
![](/media/upload/images/67a222145de09ed28206d44a5a27c539.jpg)
На территории «Атакента» сделали пандусы, которые упираются в стену
Вместе с тем реконструкция не предполагает изменения функций появившихся на территории заведений. Существующие рестораны, залы торжеств и развлекательные центры продолжат свою деятельность.
В мае мы направили запрос в акимат города Алматы, чтобы получить для ознакомления детальный план и информацию о реконструкции выставочного комплекса, но запрос остался без ответа.