Ваших рук дело

Айсулу Тойшибекова, Vласть

Фотографии автора

Айсулу Тойшибекова
  • Просмотров: 9789
  • Опубликовано:

В подъездах дома 163 на улице Ауэзова висят объявления о том, что сегодня вечером приедет репортер одного издания, чтобы написать материал об инициативе жильцов дома самостоятельно облагоустроить свой двор. Заканчивается объявление словами «Мы не пытаемся решать проблемы, но мы хотим сделать наш двор и площадку более красивыми». Это объявление написала семья МакФерсон. 

В этот дом Линда и Эдвард МакФерсоны переехали около полутора лет назад, а прошлой весной, увидев, что местной детворе негде играть, решили своими силами отремонтировать детскую площадку и покрасить прилегающий к ней забор. На происходящие изменения обратили внимание их соседи, и очень скоро решили присоединиться к этой инициативе, таким образом создав соседское сообщество.

— У этого столика не было стульев; во всем дворе не было скамеек, качели сломаны, все перевернуто. Мы начали приводить все в порядок, – вспоминает Линда, показывая уличную мебель, – А вот и люди, которые стали частью команды по работе над нашим двором. Спасибо, что пришли, ребята, – оборачивается она к своим соседям. 

Эдвард преподает английский язык на кафедре общего языкознания и европейских языков КазНУ им. аль-Фараби, Линда дает уроки английского местной детворе. Стоимость одного занятия – 1000 тенге, уроки проходят дважды в неделю. Эти деньги пойдут на обустройство двора: покупку красок, инструментов, установку новой мебели:

— Раньше мы жили в Украине, – вспоминает Линда, – там выросли наши дети. Нам был интересен Казахстан. Мой супруг Эдвард – преподаватель КазНУ им. аль-Фараби, а я волонтер. Мы живем в этой квартире около полутора лет. Когда мы только сюда переехали, этот двор был неприспособлен для использования.

— Это был типичный постсоветский двор, без каких-либо условий, – добавляет Эдвард.

Небольшая детская площадка на несколько девятиэтажных домов была мало пригодна для детского досуга: не было ни скамеек, ни стульев, территория – замусорена, по вечерам туда стекались подозрительные взрослые. Увидев это, Линда и Эдвард прошлой весной начали своими силами наводить порядок на площадке:

— Сначала мы пригласили рабочих, чтобы они отремонтировали мебель. Соседи нас поддержали, некоторые помогали нам работой здесь. По окончанию работ, мы устроили вечеринку с вкусной едой, музыкой и воздушными шарами, чтобы отпраздновать и пообщаться друг с другом в неформальной обстановке, – вспоминает Линда.

По периметру детской площадки проходил белый бетонный забор, на котором красовались всевозможные нелицеприятные надписи. В том же прошлом году, с помощью учеников и преподавателей школы изобразительного искусства и технического дизайна им. А. Кастеева, живущих в этом дворе, любой желающий смог покрасить кусочек стены:

— Мы решили провести день, когда любой желающий мог прийти и покрасить забор. Предварительно мы договорились с художественной школой, которая находится на Ауэзова-Карасай батыра. Ученики и преподаватель школы живут у нас во дворе. Они просчитали как покрасить забор, чтобы он был похож на корпе. Каждый человек мог закрасить треугольники, – вспоминает Наталия Чеботарева, чья семья также принимает активное участие в обустройстве дворового пространства.

— Важно ведь не то, что мы садим растения, важно ухаживать за ними и поливать. Это не разовая акция, – добавляет Наталия. – Это носит в себе некий воспитательный момент. Людям это нравится, меняется мировоззрение. Мы не отрицаем помощь государственных органов, двор у нас большой, детских площадок мало. Начинать с чего-то надо. Каждому хочется жить в красивом уютном дворе. С акиматом приятнее разговаривать, когда они видят, что жильцы тоже что-то делают, а не «сделайте нам». Это сотрудничество, а не потребительское отношение. Когда ты живешь в большом многоквартирном доме, ты знаешь только тех соседей, с которыми ты пересекаешься. А такие инициативы знакомят тебя с большим количеством людей, которые живут с тобой в одном дворе или доме. Это сообщество становится дружелюбнее, сплочённее – это очень большое и важное дело. Когда ты вкладываешь в дело свое время, энергию, твое отношение меняется, бережнее относишься к этому. Конечно, за один день человек не изменится, это долгосрочная перспектива, – заключает Наталия Чеботарева. 

Среди тех, кто поддержал инициативу, был и Руслан Мурзашев. Он организовывает сборы денег, небольшие ремонтные работы:

— Я путешествовал по разным проблемным районам мира, был в гетто Франции, Румынии – видел, как городские районы портятся из-за поведения местных жителей. Например, в цыганских районах Будапешта жители бросают мусор, власти закрывают на все глаза и так начинаются социальные проблемы. Я понял, что многое зависит от поведения самих жителей. Если мы мусорим, то так и будем в мусоре жить. Мы скооперировались с Эдвардом, чтобы улучшить наши жилищные условия; посадили цветы, чтобы люди видели, что двор можно украсить своими силами. КСК не всегда успевает делать плановый ремонт, и мы решили какие-то вещи, в частности плановый ремонт, проводить своими силами. Делаем бюджет, обход среди жителей, чтобы все желающие могли внести свой вклад. После этого находим оборудование, покупаем краски. Также мы экономим на рабочей силе, не нанимаем людей – местные мужчины сами собираются и все делают. По сути, мы являемся мелкой формой самоуправления в своем же районе, своем дворе, – объясняет Руслан.

За последние полтора года двор стал чище и безопасней, но работы еще много, и кооператив соседей не намерен останавливаться:

— Наша самая главная задача – показать людям, что можно начать хорошее дело, а другие люди его подхватят. Мы сами можем что-то изменить. Мы устали жить в грязи. Жилищные условия, в которых мы живем – это наши проблемы, – считает он. 

Деньги на ремонт собираются добровольно, как говорится, «кто сколько сможет». Зачастую собранных средств вполне хватает на небольшие работы. Впереди двор ждут более существенные изменения:

— Дальше мы планируем распространить свое влияние на соседние дворы, чтобы люди увидели наш пример и тоже начинали облагораживать свою территорию, – делится Руслан. – У нас в планах есть еще установка игровой площадки, мы хотим полностью заменить мусорные баки, чтобы они соответствовали экологическим нормам. Когда мы облагородим территорию, мы возьмемся за урегулирование парковки во дворе, потому что хаотичная парковка очень мешает местным жителям. Регулировка парковки покажет людям, где можно парковаться, а где нет. Это тоже есть в планах –  привить парковочную культуру, чтобы люди не заставляли дорогу, клумбы, – говорит молодой мужчина. — Процесс идет медленно, потому что у нас в Казахстане водится, что моя хата с краю. У нас во дворе эта поговорка тоже действует, но сознание людей меняется в лучшую сторону.

На территории двора, объединяющего несколько девятиэтажных домов, есть большое поле для игры в футбол. Эта территория никак не используется, если не считать того, что местные жители выгуливают здесь своих собак:

— Мы хотим обратиться в акимат, чтобы обустроить футбольное поле, — говорит Линда. — У нас есть друзья, которые приедут навестить нас в следующем году и могут помочь нам с ремонтом и инвентарем. Мы надеемся, что акимат поможет нам с этим проектом, возможно, финансово, чтобы здесь появилось поле, пусть даже для 40 ребят из близлежащих домов. 

— Гульвира – это чемпион среди наших соседей, – смеясь, говорит Линда.

— Она выступает как адвокат нашего сообщества: общается с КСК, акиматом. Словом, может найти общий язык с любым, – добавляет Эдвард. 

Гульвира живет здесь с момента постройки домов – с 2004 года. С четой МакФерсон она познакомилась, когда помогла застрявшему в лифте Эдварду:

— Однажды Эдвард застрял в лифте, и я помогла ему выбраться, так и сдружились. Как-то раз Линда попросила меня съездить с ней за цветами, я согласилась и стала частью сообщества соседей. Все работы координируются и обсуждаются в общем чате. Сейчас, например, идет активно обсуждение покраски фасада дома №163.

К инициативе присоединяются и новые жильцы дома. Например, семья Гульзат Дюйсенбаевой, которая переехала сюда неделю назад: 

— Нам понравилась квартира, а вот внешний вид дома немного разочаровал, но мы все-таки остановили свой выбор на этом вариант, — рассказывает Гульзат. — После переезда мы стали знакомиться с соседями, все были приветливыми в отличие от нашего старого дома. Прежние хозяева квартиры, в которую мы переехали, рассказали нам об Эдварде и Линде и том, что они делают для двора. Мы этому обрадовались, потому что в нашем предыдущем доме мы с мужем были активными жильцами: писали письма в акимат и КСК, пытались улучшить что-то, но сами соседи нас в этом не очень поддерживали, игнорировали. Здесь нам идея очень нравится, мы будем поддерживать инициативы финансово, и если будет время, сами участвовать в обустройстве двора. 

Впереди осень и у соседей еще много работы: совсем недавно на детской площадке закончили монтаж шведской лестницы, жильцы собрали подписи для акимата по решению проблемы твердых бытовых отходов, потому что старая площадка находится слишком близко к дому. Будут субботники, вечера во дворе с показами кино и барбекю.