Забытый барельеф

Фотографии Дастана Жумагулова

В Алматы найдено произведение монументального искусства, созданное 49 лет назад. В начале нулевых его спрятали за стеной из гипсокартона. Мы сняли видео об «освобождении» барельефа.

Светлана Ромашкина
  • Просмотров: 6499
  • Опубликовано:

25 октября, 8 утра, второй этаж кинотеатра «Арман». Первые киносеансы начнутся только через два часа, а пока рабочий ломает гипсокартонную стену. Мы стоим, смотрим, ждем. Накануне Наргиз Шукенова, создатель Clique Fest, который всегда проходит здесь, написала, что «папа нашел панно, о котором забыли». Несколько месяцев назад Наргиз взяла в Центральном государственном архиве кинофотодокументов и звукозаписей видео с открытия кинотеатра «Арман». На черно-белой кинопленке, которой в следующем году исполнится 50 лет, директор киносети «Арман» Бауржан Камалович Шукенов впервые увидел барельеф, находящийся внутри здания и стал его искать. Он пересмотрел видео много раз, и, наконец, понял, где оно находится.

«Я долго думал о том, что обязан открыть барельеф, не спал ночь», — признается Бауржан Шукенов. 

Рабочий воюет с гипсокартоном, все напряжены – никто не знает в каком состоянии барельеф — не пытались ли его сбить в нулевых во время реконструкции. Через небольшое отверстие видно бедро. «Вот эта часть», — Наргиз показывает на экране телефона скриншот видео.

Действительно, похоже на бедро мужчины. Только уже заметно, что в нашей действительности, в 2017 году, оно сильно повреждено.

Кинотеатр «Арман» построили в 1968 по проекту архитекторов Коржемпо, Панина и Слонова. Александр Коржемпо признавался, что представлял себе здание как осколок льда, который сошел с гор. Внутри кинотеатра был замечательный летний дворик – с фонтаном, статуей, розарием, на втором этаже – барельеф с небольшим бассейном. В нулевых «Арман» реконструировали под ночной клуб, летний дворик убрали, сделали стеклянную крышу, стены закрыли гипсокартоном — осовременили под требования времени. Казалось, что лучше уже не будет. Теперь, спустя 17 лет понятно, что это была ошибка, и модернистское, легкое здание потеряло что-то важное и теперь самое время попытаться это что-то вернуть.  

«К 50-летию кинотеатра мы хотим отремонтировать фасад, убрать входную группу, которая появилась лет 20 назад, — рассказывает Бауржан Камалович. — Внутри мы тоже многое изменим. Теперь нужно подумать о реставрации этого барельефа».

Барельеф открывается постепенно, сантиметр за сантиметром. «Лишь бы лица сохранились», — говорит Бауржан Камалович, когда уже заметно, что часть головы героя барельефа повреждена металлом, на который устанавливали гипсокартон. Через мгновение это лицо, которое было скрыто почти 20 лет, открывается, и да — оно цело.

«Вы чувствуете, барельеф словно дышит, заполняет собой пространство?», — спрашивает Бауржан Камалович.

Даже прошитый металлическими конструкциями, этот барельеф удивляет своей красотой, целостностью, силой. В центре композиции — мужчина и женщина, у него в руках циркуль, у нее чаша. 

Автор барельефа — художник Виктор Константинов, он участвовал во Второй Мировой войне, в 1958 году окончил Ленинградское высшее художественно-промышленное училище, потом переехал в Алма-Ату.  Многие его работы сохранились до сих пор. Например, декоративная композиция перед гостиницей «Алатау». В кинотеатре «Арман» он сделал несколько барельефов, общая их площадь составляет 220 кв. метров. 

Напротив барельефа  – огромная горилла, появившаяся здесь еще в нулевые. Кажется, она с ужасом смотрит на нас, открыв огромный пенопластовый рот. Монументальное искусство 60-х встретилось лицом к лицу с хаосом нулевых и исчезло — гориллу разобрали через минут 20 после того как открыли барельеф.