Фотографии и видео предоставлены Центральным государственным архивом кинофотодокументов и звукозаписей Республики Казахстан
6 ноября 1937 года первый секретарь Казахского крайкома партии Левон Мирзоян и его заместители первыми в Алма-Ате прокатились на трамвае, а уже на следующий день – 7 ноября, к 20-ой годовщине Октябрьской революции, трамвайные вагоны вышли на улицы тогдашней столицы Казахстана. Трамвайное движение не прекращало свою работу ни в годы войны, ни когда в цехах отключили отопление, ни в годы безденежья, когда в 90-ые годы зарплату на предприятии задерживали месяцами. Vласть публикует фотографии и кинохронику, на которых запечатлены работники трамвайного депо и сами трамваи.
![](/media/upload/images/212a1c0fd1a9ccfb9c1cc69aac34a296.jpg)
Рабочие-путейцы у трамвая, 1940 год
![](/media/upload/images/f99567f0c510d5a7c7f8d650fcb1711b.jpg)
Трамвайная остановка, находящаяся предположительно на улице Карла Маркса, ныне Кунаева, 1940 год.
![](/media/upload/images/d0e310e690f9b9d42407547cc94a561d.jpg)
«Инициаторы стахановских методов труда вагонно-ремонтных мастерских трамвайтреста (г. Алма-Ата), слева направо: столяр А. Васецкий, выполняющий нормы на 180-190%; электросварщик А. Ахметов, выполняющий задание на 210-220%; электрик Л. Хаджилов, выдвинутый на работу мастера, выполняющий задания на 160-170%; слесарь И. Зверянов, выполняющий нормы на 180-190%», 29 августа 1940 года.
![](/media/upload/images/60c6e1f01966edc09e5ce3436b0ed5a4.jpg)
«Золотареву В.С. 75 лет, он прошел всю войну и сейчас работает в Алма-Атинском трамвайном тресте механиком и столяром», 28 сентября 1946 года
![](/media/upload/images/41fe220ae1689317ba870db803f2a889.jpg)
Водитель и кондукторы перед трамваем КТМ-2 на станции Талгарская, среди них кондуктор Капустина М., 1949 год
![](/media/upload/images/8bcdd2cb6126728b567e9815d9ab7d18.jpg)
«Новый трамвайый парк, оборудованный новейшими механизмами для текущего ремонта вагонов», 1949 год
Изначально трамвайное депо находилось на месте, куда в военные годы эвакуировали Кировский завод. Во время войны трамвай помогал городу: на них перевозили муку по пекарням, а оттуда по городу хлеб. Специальные грузовые вагоны курсировали между эвакуированными заводами им. Кирова и АЗТМ (Алматинский завод тяжелого машиностроения – V), они перевозили оборудование и станки. В сороковые годы военнопленные японцы построили новое депо на пересечении улиц Гоголя и Байтурсынова.
![](/media/upload/images/bba2d33d34f2f2df3a9e16d345577c03.jpg)
Трамвай на одной из улиц Алматы, 1949 год.
![](/media/upload/images/b895b7093e2371046f74277fb0030e53.jpg)
Работники трамвайно-троллейбусного парка 7 ноября на демонстрации, 1950 год.
![](/media/upload/images/1abb69390c5c40d89b8740cc68d94ccd.jpg)
Трамвай марки КТМ-1. Водитель и кондукторы, 1950 год.
![](/media/upload/images/8da3715d163d9677d0783c855fd73779.jpg)
Трамвай на пересечении улиц Уйгурской и Комсомольской, 1952 год.
![](/media/upload/images/1f8c58c35f29d256ad196475369fee61.jpg)
Цех по ремонту и обслуживанию трамваев, 1952 год.
![](/media/upload/images/99e4d0bdd27b80f8856bdabf2318a8fe.jpg)
1 мая 1957 года в Алматы ввели новую трамвайную линию. На фото трамвай следует новому маршруту, 1957 год.
![](/media/upload/images/de4048d55dd7d363255ff1cca9060260.jpg)
«Смотровой цех трамвайного депо. У трамвая слесари Медведев (слева) и Табаченко», 1957 год.
![](/media/upload/images/308b5e02e03ae49469991c0e12f6a04f.jpg)
«Бригада кондукторов трамвайно-троллейбусного депо у трамвая», 1960 год.
В архиве сохранились три сюжета, на которых запечатлен алматинский трамвай. Один из сюжетов — «Девушка из аула», посвящен вагоновожатой трамвая Нафисе Кирбаевой.