Трамвай из прошлого

Алматинский трамвай и работники депо, запечатленные советскими фотографами

Айсулу Тойшибекова
  • Просмотров: 16674
  • Опубликовано:

Фотографии и видео предоставлены Центральным государственным архивом кинофотодокументов и звукозаписей Республики Казахстан

6 ноября 1937 года первый секретарь Казахского крайкома партии Левон Мирзоян и его заместители первыми в Алма-Ате прокатились на трамвае, а уже на следующий день – 7 ноября, к 20-ой годовщине Октябрьской революции, трамвайные вагоны вышли на улицы тогдашней столицы Казахстана. Трамвайное движение не прекращало свою работу ни в годы войны, ни когда в цехах отключили отопление, ни в годы безденежья, когда в 90-ые годы зарплату на предприятии задерживали месяцами. Vласть публикует фотографии и кинохронику, на которых запечатлены работники трамвайного депо и сами трамваи.

Рабочие-путейцы у трамвая, 1940 год

Трамвайная остановка, находящаяся предположительно на улице Карла Маркса, ныне Кунаева, 1940 год.

«Инициаторы стахановских методов труда вагонно-ремонтных мастерских трамвайтреста (г. Алма-Ата), слева направо: столяр А. Васецкий, выполняющий нормы на 180-190%; электросварщик А. Ахметов, выполняющий задание на 210-220%; электрик Л. Хаджилов, выдвинутый на работу мастера, выполняющий задания на 160-170%; слесарь И. Зверянов, выполняющий нормы на 180-190%», 29 августа 1940 года.

«Золотареву В.С. 75 лет, он прошел всю войну и сейчас работает в Алма-Атинском трамвайном тресте механиком и столяром», 28 сентября 1946 года

Водитель и кондукторы перед трамваем КТМ-2 на станции Талгарская, среди них кондуктор Капустина М., 1949 год

«Новый трамвайый парк, оборудованный новейшими механизмами для текущего ремонта вагонов», 1949 год

Изначально трамвайное депо находилось на месте, куда в военные годы эвакуировали Кировский завод. Во время войны трамвай помогал городу: на них перевозили муку по пекарням, а оттуда по городу хлеб. Специальные грузовые вагоны курсировали между эвакуированными заводами им. Кирова и АЗТМ (Алматинский завод тяжелого машиностроения – V), они перевозили оборудование и станки. В сороковые годы военнопленные японцы построили новое депо на пересечении улиц Гоголя и Байтурсынова. 

Трамвай на одной из улиц Алматы, 1949 год.

Работники трамвайно-троллейбусного парка 7 ноября на демонстрации, 1950 год.

Трамвай марки КТМ-1. Водитель и кондукторы, 1950 год.

Трамвай на пересечении улиц Уйгурской и Комсомольской, 1952 год.

Цех по ремонту и обслуживанию трамваев, 1952 год.

1 мая 1957 года в Алматы ввели новую трамвайную линию. На фото трамвай следует новому маршруту, 1957 год. 

«Смотровой цех трамвайного депо. У трамвая слесари Медведев (слева) и  Табаченко», 1957 год.

«Бригада кондукторов трамвайно-троллейбусного депо у трамвая», 1960 год.

В архиве сохранились три сюжета, на которых запечатлен алматинский трамвай. Один из сюжетов — «Девушка из аула», посвящен вагоновожатой трамвая Нафисе Кирбаевой.