Алатауский район был образован в Алма-Ате 17 октября 1980 года в результате разукрупнения Калининского и Ауэзовского районов города. Спустя 13 лет ситуация изменилась - обретенная независимость потребовала оптимизации - и Алатауский район канул в лету, став частью Ауэзовского. В 2008 году историческое название дали вновь образованному седьмому городскому району, в состав которого вошли областные территории. Таким образом, «новый» Алатауский район ни географически, ни юридически никакого отношения к «старому» не имеет, и является вторым по площади городским районом после Медеуского. Сегодня в Алатауском районе - 23 микрорайона, в которых проживает больше 220 тыс человек. С момента образования района население здесь выросло на 60 тыс человек.
Обстоятельства появления в Алматы Алатауского района и спустя 9 лет многими не забыты - в 2006 году в микрорайоне Шанырак при попытке властей снести незаконные постройки начались массовые беспорядки, в ходе которых один полицейский погиб, десятки получили ранения. Спустя восемь месяцев 20 местных жителей были приговорены к условному наказанию, четверо - к длительным срокам лишения свободы. Сегодня «земельный» вопрос перед районным акиматом не стоит - более 6 тыс домов были узаконены, остается решить юридические вопросы еще с 250 участками. К слову, узаконение самостроев и возникновение Алатауского района считается одним из бесспорных позитивных итогов работы Ахметжана Есимова на посту градоначальника. Бывший аким считал, что новый район должен стать «импульсом для развития» Алматы. Вероятно, поэтому в 2009 году именно в Шаныраке торжественно открыли первый детский сад, возведенный в Алматы после обретения страной независимости.
Между тем, с «импульсом» возникли некоторые сложности. Иначе чем объяснить, что в Программе развития Алматы до 2020 года, принятой в конце 2015 года, авторы поставили перед собой цель «значительного» повышения стандартов жизни присоединенных территорий? Разработчики недвусмысленно указывают на необходимость «выравнивания социально-экономических условий» посредством строительства первоочередных социальных объектов (1) и создания «новых точек экономического роста» (2). Целевой индикатор здесь, как ни странно, всего один - «охват территорий градостроительной документацией». К 2018 году акимат оптимистично надеется, что 40% присоединенных территорий будут задокументированы надлежащим образом. Перечень путей достижения цели венчает любопытный пункт - «ограничение роста селитебных (жилых) территорий». И это несмотря на то, что территорию города до 2030 года будет необходимо расширять - в том числе, в сторону Алатауского района.
В основе программы - идея полицентричности. Иными словами, акимат видит Алатауский район (впрочем, как и все другие) самостоятельным городским центром, который может обеспечить своих жителей всеми благами цивилизации таким образом, что отпадет необходимость и вовсе выезжать из него. И пока в управлении пассажирского транспорта и автомобильных дорог Алматы констатируют снижение потока людей из Алатауского района в центр, более 70% опрошенных командой Urban Forum Almaty жителей Шанырака в 2016 году утверждали, что ежедневно добираются до работы больше получаса. По сути, эту проблему можно решить двумя путями. Один из них - развитие транспортной инфраструктуры.
В 2010 году был разработан первый проект строительства легкорельсового транспорта, который был призван соединить Алатауский район (его индустриальную зону) с центром Алматы. Там же - в Алатауском районе - должно было расположиться новое депо для ЛРТ, однако пока для реализации этого проекта нет средств. 123 млрд тенге оказались для города неподъемной суммой, которая вынудила акимат искать возможности для государственно-частного партнерства. Аким города Бауыржан Байбек в феврале этого года пообещал, что в 2017 году «будет объявлен конкурс на определение подрядчиков и начнется проведение инфраструктурных работ».
Кроме этого, акимат ищет инвесторов для строительства автовокзала «Западный» в Алатауском районе с автостоянками до 5 тыс машиномест - ТЭО проекта уже разработано, заключение госэкспертизы получено. Пока же жителям района имеет смысл надеяться лишь на появление нового автобусного парка. Договоренность о его строительстве уже достигнута между городским акиматом и компанией Green bus. Автобусы, к слову, являются большой проблемой для жителей района: то ширина дорог не позволяет пустить по ним общественный транспорт, то автобусы внезапно меняют свои маршруты «из-за убытков». В 2016 году в Алатауском районе был открыт всего один новый маршрут, призванный обслуживать жителей микрорайонов «Саялы» и «Алгабас-6». В целом по району курсируют 26 городских маршрутов.
Пожалуй, только у автовладельцев в Алатауском районе не должно быть особых проблем - для них тут функционируют целых два специализированных центра обслуживания населения. Единственный недостаток - треть дорог (больше 200 километров) в районе по-прежнему не асфальтирована. В 2016 году администрации района удалось построить почти 3 километра дороги до объектов Универсиады, в 2017 году городской акимат обещает заасфальтировать еще 11 км дорог в микрорайонах «Акбулак» и «Алгабас».
В целом же делать дороги руководству района мешает нерешенная проблема с водопроводом и канализацией. В 2014 году районное управление энергетики разработало проектно-сметную документацию для 14 микрорайонов и подсчитало, что для работ понадобится 26 млрд тенге. Городской акимат выдает средства Алатаускому району поэтапно, а уж там надеются, что «если мы ежегодно по три-четыре микрорайона будем делать, то в течение пяти лет полностью закончим». В 2016 году счастливчиками себя почувствовали жители микрорайонов «Карасу» и «Айгерим-1,2» - там провели почти 25 км водопровода и 19 км канализации. Работы, надо полагать, идут медленнее, чем рассчитывали в акимате - в минувшем году по этой линии освоено лишь 1,5 млрд тенге.
И пока жители Алатауского района ждут питьевую воду, они же вынуждены бороться с водой, регулярно затопляющей их дома и дворы. Только в прошлом году из-за проливных дождей и отсутствия функционирующей системы водоотведения было затоплено 14 частных жилых домов и 27 дворов в микрорайоне «Алгабас». Традиционно во время ливней экстренные службы города фиксируют наибольшее количество звонков именно из Алатауского района. Между тем, в городском акимате уже лежит заявка от районных властей - жители нуждаются в 278,3 километрах арычных сетей и ливневых канализаций. В прошлом году районная администрация смогла установить только 6 км арыков в «Алгабасе» и «Шаныраке-1,2». Жители вынуждены рыть арыки возле собственных домов самостоятельно: «Собрали подворно деньги, но денег хватило только на экскаватор и трактор. Сейчас самодельный арык обваливается по краям, и мы с ужасом ждем следующий сезон», - пишут жители улицы Жубанова микрорайона «Алгабас» на сайте акимата. Ни пожарные, ни скорые, ни мусоровоз не могут проехать к домам, безнадежно добавляют они.
Кроме этого, оказалось, что жители Алатауского района испытывают проблемы с доступом к телефонной связи и интернету. 20% опрошенных в рамках исследования Urban Forum Almaty жителей Шанырака указали именно на это, рассказывая урбанистам о своих приоритетах. Еще один вопрос - газификация. Районные власти уже не первый год рапортуют о чуть ли не 100%-м доступе местных жителей к газопроводам. Между тем, не секрет, что далеко не у всех из них хватает средств, чтобы подключиться к этим трубам. Сколько именно домохозяйств Алатауского района пользуются газом, достоверно неизвестно. Такие данные, если и есть, в открытом доступе отсутствуют. Вместе с этим, газификация района иногда становится поводом для недовольства местных жителей. Например, один из детских садов был построен как раз рядом с газопроводом, из которого якобы «периодически» происходят выбросы газа. «Этот газ заполняет здание и территорию детсада, а также весь микрорайон, дышать невозможно, дети травятся», - обращается возмущенная женщина к акиму района с просьбой перенести газопровод подальше от дошкольного учреждения.
Однако кроме инженерной инфраструктуры жители Алатауского района испытывают трудности с социальной. Во-первых, на 220 тыс жителей приходится всего 311 врачей (больше чем по 700 человек на каждого). В районе работает пять государственных поликлиник, две частные клиники и ни одной больницы. Районный аким рассчитывает, что вопрос с больницей каким-то образом решится до 2018 года. Пока же местным властям не остается ничего иного кроме как увеличивать мощность действующих поликлиник - например, за счет реконструкции поликлиники №14 в 2016 году количество посещений в смену увеличилось с 1520 до 1700 человек. Во-вторых, дефицит ученических мест в школах района составляет 15 866 мест. 27 школ района не справляются со всё возрастающими потоками первоклассников, и это при том, что с 2008 года здесь было построено 9 новых школ. Но аким района, видимо, не считает ситуацию критической, заявляя, что «на сегодняшний день только чуть-чуть норму превышает количество учащихся в школах». Высшее образование в районе предлагает только Казахская Автомобильно-Дорожная Академия им. Гончарова, среднее специальное - медколледж и интернат-колледж олимпийского резерва.
Работу молодым выпускникам (да и немолодым, надо полагать) в родном районе найти трудно. На сайте акимата указано, что безработных в районе всего 176 человек, однако эта цифра не выдерживает никакой критики в сравнении с данными независимых социологических опросов. Активисты Urban Forum Almaty, поговорившие с жителями Шанырака, выяснили, что 21% респондентов - безработные, которые едва ли могут позволить себе приобрести продукты питания. 80% опрошенных местных жителей считают, что в районе остро не хватает рабочих мест - и особенно в них нуждаются представители рабочих профессий. Похоже, на самом деле, лишь создание рабочих мест способно снизить количество людей, ежедневно совершающих 30-минутную поездку на работу в центр города.
В 2013 году - в том числе, и для этих целей - разработали ТЭО и ПСД строительства индустриальной зоны в Алатауском районе. Предполагалось, что она разместит в себе 110 предприятий и создаст 20 тысяч рабочих мест. Сейчас, спустя пять лет, в индустриальной зоне реализуются 13 проектов (всего утверждено 33), создано 5 тыс рабочих мест. По иронии самый крупный и известный из проектов на сегодня - тепличный комплекс по выращиваю огурцов и помидоров. Полное завершение строительства инженерных коммуникаций индустриальной зоны запланировано на конец 2017-го - начало 2018 года.
Кроме индустриальной зоны районные власти гордятся взятыми темпами строительства жилья. С 2008 года в Алатауском районе - преимущественно по госпрограмме - возведено около 400 многоэтажных домов, о качестве которых красноречиво говорят новостные сводки последних лет. Ровно год назад, например, жилой дом в микрорайоне «Алгабас-6» был полностью эвакуирован - в связи с нарушениями условий строительства произошел крен здания и просадка грунта у основания на 37 сантиметров. Комиссия порекомендовала снести дом, возведенный в 2014 году для очередников программы «Доступное жилье-2020». На сайте акимата также немало обращений от местных жителей на злободневную тему: вот, к примеру, жильцы частного дома жалуются на трещины и обвал потолка после того, как по соседству стали строить девятиэтажный дом по программе сноса ветхого жилья.
Зато цены на аренду жилья и покупку земельных участков в Алатауском районе приятно радуют желающих жить вдалеке от суеты городского центра. Около трети жилья в микрорайонах сдается - минимальная стоимость аренды однокомнатной квартиры здесь начинается от 50 тыс тенге. Земельные участки по цене от 250 до 500 тыс тенге за сотку можно приобрести в микрорайонах «Коккайнар», «Акжар», «Улан», «Таусамалы».
Фото Жанары Каримовой, графика Асылхана Назира