Тамара Вааль, Vласть
Фото Бориса Копылова и хоккейного клуба «Барыс»
Если ты веришь в мечту, ничто не сможет помешать тебе реализовать ее - ни маленькая зарплата, на которую не прожить, ни тренировки на улице, потому что единственный ледовый дворец сгорел. На пути всегда найдутся люди, готовые помочь и поддержать, а в городах Карагандинской области такими помощниками, как правило, выступают крупные компании.
Когда ты нужен
«Где родился, там и пригодился» - именно этим принципом руководствуется Татьяна Педереро. В далеком 1989 году выпускница Алматинской консерватории вернулась в родную Караганду, где после нескольких прослушиваний ее приняли на работу в местную филармонию. Музыка – это то, без чего девушка не могла жить, и то, что побуждает ее ежедневно приходить на любимую работу. Сегодня «первая скрипка», концертмейстер концертного объединения имени Кали Байжанова признается: конечно, мысли уехать в другой город или страну были, но в самые сложные годы ей помогла поддержка промышленного гиганта – компании ERG.
Ни для кого не секрет, что заработная плата работников культуры является одной из самых низких, и ее даже при большом желании порой не хватает на самое необходимое. На протяжении восьми лет Евразийская Группа поддерживала симфонический оркестр, в котором работают, по меньшей мере, 70 человек - социальная помощь, пусть и не самая большая, стала огромным подспорьем для музыкантов. С 2008 года в рамках меморандума о сотрудничестве акимата Карагандинской области с крупной компанией концертное объединение получило надбавку для оркестра в размере почти 152 миллионов тенге.
- Восемь лет нам помогали, платили надбавку в несколько тысяч тенге. Это ощутимая помощь для нас, и за это спасибо, - говорит Татьяна Владимировна.
Ежегодно артисты оркестра дают около 60-ти обязательных концертов, выступают как в родном концертном зале «Шалкыма», так в городах и селах Казахстана. Выходной на неделе всего один – понедельник, но у многих и он рабочий. Женщина не скрывает: кто может – подрабатывает, в основном, преподают. Сама Татьяна Владимировна обучает студентов по классу скрипки в местном колледже искусств. Здесь она трудится с 1990 года. На ее счету уже не один десяток выпускников. Некоторые из них сегодня также трудятся в концертном объединении.
- Я тут обосновалась: здесь работа, друзья. Мне - 51 год. В этом возрасте что-то поменять - нет. Да и коллектив у нас хороший! У нас нет жесткой конкуренции, чтобы молодые могли отодвигать локтями. Издавна мы молодых воспитываем в уважении к старшим. У нас недавно была ситуация: в музыкальную школу нужен был педагог на две ставки - это зарплата больше, чем у нас. Никто не пошел. Потому что все любят музыку, игру на инструментах, сам вот этот процесс - творить музыку, дарить ее на концертах. У нас есть молодые семьи, где не хватает денег, я пришла и им говорю: «Идите преподавать». И все сказали: «Нет, мы хотим еще играть пока молодые». С одной стороны, трудно, с другой, мы занимаемся любимым делом, - рассказывает концертмейстер.
Другая проблема музыкантов – инструменты. Если раньше было хоть какое-то обеспечение, то в последнее время, к сожалению, артисты вынуждены играть на своих инструментах, а это, разумеется, сказывается и на звучании. Руководитель концертного объединения Талгат Идрисов объясняет: стоимость инструментов - очень высокая, и хотя бы частично пополнить фонд вновь помогла Евразийская группа.
- В 2008 году они нам выделили 3,8 миллиона тенге на приобретение музыкальных инструментов. Инструменты - очень дорогие, в Казахстане их не производят, только в Европе. На эти средства мы приобрели четыре скрипки, футляры со смычками, гобой, два клавишных инструмента и два радиомикрофона, - говорит он.
Но порой, отмечает Татьяна Владимировна, становится не важно, на каких инструментах ты играешь и сколько зарабатываешь, ведь главное в профессии – зрители, а карагандинцы, по ее убеждению, самые благодарные зрители во всей стране.
- Наш город богатый: у нас есть театр, оркестр - казахский и джазовый, оперетта, драмтеатры, поэтому публика у нас очень хорошая, ходят. Ну а мы… мы просто любим музыку. Это душа, это вдохновение. Мы играем музыку с удовольствием. И мы видим результат нашего труда – благодарного зрителя. Приятно, когда тебя встречают в городе, узнают. Однажды я заболела, и меня долго не было. Публика начала звонить, выяснять, где «первая скрипка», переживать. И ты понимаешь, что ты нужен, - заключает счастливая скрипачка.
Путь к звездам
Антон Сагадеев - начинающая звезда казахстанского хоккея. Молодой спортсмен подписал контракт с базовым клубом национальной сборной, выступающим в Континентальной хоккейной лиге. Попасть в «Барыс» - мечта сотен хоккеистов страны, начиная от профессионалов и заканчивая малышами, которые только встали на коньки. Вот только попадают сюда лишь единицы, среди которых и Антон. Парень помнит, через что ему пришлось пройти, чтобы получить свой «счастливый билет».
В 1996 году трехлетним мальчишкой папа привел Антона сначала на массовые катания, а потом отдал и в спортивную секцию - семья тогда жила в Темиртау. Своего года не было, поэтому мальчику приходилось тренироваться с детьми постарше. Спустя несколько лет ледовый дворец в Темиртау оказался никому не нужен, а детей - тех, у кого была возможность - отправили в Караганду. Сагадеев вспоминает: со льдом в «Акжолтае» были серьезные проблемы, юным хоккеистам выделяли на тренировку всего час в день, а то и в два дня. И то лишь в семь утра. Чтобы совмещать тренировки со школой, пришлось полностью перевестись в Караганду. Благо, неподалеку в общеобразовательном учреждении был спортивный класс. Так продолжалось долгие годы.
- Учились мы в спортклассе, все наши хоккеисты учились отдельно. Бывало по одной-две тренировки. Утром откатались, потом в школу, а потом обратно шли на тренировку. Платили мы что-то за лед? Нет, мы не платили. Были иногда родительские взносы, но только на поездки, чтобы улучшить питание или проживание. А так, чтобы мы платили за лед, за что-то еще, такого не было. Просто было не так много льда – всего час в день, - вспоминает спортсмен.
А потом случилась трагедия. 17 ноября 2007 года все новостные ленты облетела информация: сгорел вещевой рынок, расположенный при ледовом дворце «Акжолтай». Из-за случайной искры десятки спортсменов остались без арены и раздевалок.
- Был момент, когда мы катались на футбольном стадионе «Шахтер». Там зимой сделали каток на улице, и мы тренировались в таких условиях. В итоге, так как не было игр, я уехал играть в Усть-Каменогорск, где провел почти год, - говорит Антон.
Дворец между тем восстановили и даже перестроили. Фактически тогда же в городе создали новый хоккейный клуб «Сарыарка», и льда снова стало не хватать. Тогда же молодого и перспективного хоккеиста пригласили играть в Астану.
Примерно в то же время у руководства области родилась идея построить новую ледовую арену - такой самостоятельный спортивный объект, который бы не зависел от рынков и частных бизнесменов, берущих втридорога за аренду льда. Идею не стаи откладывать в долгий ящик, и благодаря вкладу ERG «Қарағанды Арена» распахнула свои двери в 2012 году.
Ледовая арена стала не только новым домом для «Сарыарки», но и распахнула свои двери для десятков девчонок и мальчишек. Теперь здесь базируется областная детско-юношеская школа Олимпийского резерва по хоккею с шайбой и фигурному катанию.
- По хоккею с шайбой у нас девять возрастов играет в Чемпионате Казахстана и еще дополнительно три возраста дополнительно играют на первенстве России. В рейтинге казахстанских школ мы постоянно занимаем 2-3 место, а по фигурному катанию наша школа занимает второе место в рейтинге. Общее количество занимающихся детей - 469. Это и фигуристы, и хоккеисты, - рассказывает директор школы Сергей Бунякин.
Со строительством дворца нагрузка на родителей стала ниже - сегодня за занятия хоккеем платят только те, кто еще по возрасту не подходит для ДЮСШ и занимается в «Акжолтае». Здесь же не нужно платить ни за лед, ни за выезды на турниры – все расходы берет на себя школа.
- У нас финансирование на Чемпионаты Казахстана полностью за счет бюджета, плюс нам сейчас выделяют деньги еще и на поездки в Россию. За счет родителей никто не ездит. Добирают с родителей только на питание, не больше. Это не затратно. Там даже если на 10 дней едут, соберут по пять тысяч - это уже мелочи. А если бы в целом, то поездка команды на один тур обходится примерно в миллион тенге, - поясняет Бунякин.
Сергей Владимирович признается: конечно, хотелось бы привлечь побольше спонсоров в школу. Та же хоккейная форма – достаточно дорогое удовольствие для родителей. В среднем, один комплект обходится в 150 тысяч тенге. В этом году руководство смогло закупить по десять комплектов для 2003-2004 и 2005 годов.
Сегодня на счету школы уже достаточно много именитых воспитанников, среди которых вратарь Никита Бояркин, нападающие Александр Борисевич и, конечно, Антон Сагадеев, который никогда не забудет место, где ему подарили такое будущее. И он уверен, благодаря новой арене и достаточному количеству льда вырастет еще немало именитых спортсменов. И эти ребята, уж наверняка, с большой благодарностью будут вспоминать Евразийскую Группу, чьи усилия в рамках программы «Туған жер – Родные города» помогут взрастить в Караганде еще не одно поколение талантливых в спорте и музыке ребят.