Первое, на что стоит обратить внимание – на общие объемы платежей и кредитования. Начнем с платежей. На начало 2016 года в Казахстане было зарегистрировано 17,16 млн. пластиковых карт, 74,7% из которых – дебетные, и 13,7% - кредитные. Однако активны из них были лишь около половины - 8,48 млн. единиц.
За прошлый год объем платежей, совершенных через пластиковые карты, составил 1,31 трлн. тенге. Точных данных за 2015 год нет, но итоги 2014 года показывают, что основная часть платежей проводилась через POS-терминалы - 570,1 млрд. тенге, на втором месте – операции через банкоматы на 185,6 млрд. тенге. Объем интернет-платежей при этом составил лишь 37,39 млрд. тенге.
Но если посмотреть на комиссионные доходы, которые приносит банкам обслуживание карточек, то они остаются относительно невысокими. Лидирующие позиции на этом рынке занимает Народный банк, доля которого составляет 43,4%.. За 2015 год обслуживание карточек принесло банку 9,47 млрд. тенге - это почти одна пятая всех комиссионных доходов и одна десятая процентного дохода от кредитования юридических лиц. За последние два года их объем увеличился на треть, но пока что они остаются сопоставимыми с традиционными для банков кассовыми операциями. В прошлом году они принесли банку чуть меньше – 9,36 млрд. тенге, но также уверенно росли в течение прошлых двух лет.
Участники рынка верят в дальнейший рост количества карточек и объема безналичных транзакций. Но казахстанская инфраструктура еще далека от соответствия международным стандартам, где множество услуг предоставляется уже не на основе карт, а на основе привязки банковского счета клиента к его идентификационному номеру, мобильному телефону или другим цифровым идентификаторам.
Согласно исследованию Национального банка, казахстанские банки еще не создали единый канал операционного и технологического взаимодействия, который расширил бы список предлагаемых услуг населению и бизнесу, а также повысил доходность от обслуживания этих операций. Инфраструктурное отставание оставляет больше возможностей для вхождения на рынок иностранных игроков вроде Apple, Google и Samsung, которые уже способны предоставлять более качественные услуги с меньшими издержками для пользователей.
Сдерживать развитие этого направления будут и экономические факторы, связанные с падением реальных доходов казахстанцев, а также естественным ограничением по количеству экономически активного населения, которое на конец первого квартала составило 8,9 млн. человек. При этом каждый пользователь в Казахстане активно использует лишь 1 пластиковую карту. Поэтому вряд ли можно рассчитывать на то, что в краткосрочной перспективе сегмент платежных карт станет для банков слишком высокодоходным.
Более того, часть участников рынка продолжает настаивать на том, что ключевой задачей в развитии банков должно стать совершенствование системы оценки рисков, потому что кредитование в любом случае останется главным источником прибыли.
Что же касается розничного кредитования, то и здесь ожидания некоторых игроков могут быть слишком оптимистичными. По данным Нацбанка, в докризисном 2013 году ссудный портфель финансовых институтов Казахстана составил 8,34 трлн. тенге. Лишь 2,39 трлн. из них пришлось на кредитование физических лиц, а портфель потребительских займов составил около половины этой суммы. К концу 2015 года портфель физлиц сократился до 2,17 трлн. тенге, хотя годом ранее показал почти 13% рост. Тем временем ссудный портфель небанковских юридических лиц продолжал расти. Несмотря на все экономические потрясения, к концу 2015 года он увеличился почти на 20% - до 7,17 трлн. тенге.
Корпоративное направление доминирует в структуре ссудного портфеля первой пятерки казахстанских банков. Из них наибольший объем займов корпоративному сектору выдал Казкоммерцбанк – почти 3,5 трлн. тенге от всего кредитного портфеля размером в 3,82 трлн. Больше всего розничных займов в 385,9 млрд. тенге выдал Банк ЦентрКредит (37% от всего ссудного портфеля), если не объединять его корпоративный и МСБ портфели.
Банки редко разбивают процентные доходы по категориям физических и юридических лиц, однако пример Народного банка будет очень примечательным. На начало 2016 года институт имел 16% долю на рынке розничного кредитования, а его ссудный портфель на 62,6% состоял из кредитов физлицам. Тем не менее, по итогам 2015 года основной доход в 114,4 млрд. тенге банку принес портфель юридических лиц. Более того, он почти вдвое превысил доход от розничного направления, хотя средние рыночные ставки по кредитованию юрлиц на 5-7% ниже.
Весь прошлый год розничному сектору мешали расти законодательные ограничения и дефицит ликвидности, который привел к росту стоимости займов и снижению кредитных лимитов. К концу первого квартала банки начали говорить о некотором улучшении ситуации с привлечением средств, но стали жаловаться на снижение потребительской активности. Нацбанк при этом обещал ослабить законодательное регулирование розницы, но к активным действиям пока не перешел.
Ставки по потребительским кредитам все еще находятся на уровне 16-19%, что делает их малопривлекательными для населения, хотя банки и обещают их постепенное снижение при облегчении условий по привлечению ликвидности. Экономическая ситуация в Казахстане остается слабо прогнозируемой, от неё ждут либо углубления рецессии, либо роста в пределах 0,1-1%. На прошлой неделе министр нацэкономики Куандык Бишимбаев заявил о выделении еще 200 млрд. тенге для стимулирования экономики и стабилизации обстановки к середине года. Эксперты пока никак не прокомментировали это заявление, но до этого момента экономика показывала неважные темпы восстановления. Падение реальных доходов, как в случае и с карточками, будет довлеть над ростом розничного кредитования, поэтому серьезные ставки на этот вид бизнеса банкам вряд ли стоит делать.