Как заметил Мусин, в I квартале спада в спросе на услуги своей компании он не замечает, даже если рассматривать более длительный – трехгодичный период: «Если брать многолетние тенденции в разрезе, к примеру, трехгодичного периода, то такого агрессивного спада в спросе на какие-то услуги мы не видим, кроме разве что, по агентским услугам – предоставлению кредитов по линии Хоум Кредит Банка. Но это больше связано не с кризисным периодом. В целом за последние 3-4 месяца не наблюдается никакого снижения пользования нашими услугами».
Компания, по заверению ее предправления, продолжает доставлять посылки из-за рубежа, объем которых за I квартал также кардинально не снизился: «Говорить о том, что люди перестали заказывать посылки через интернет или пользоваться нашими услугами и это ухудшило наше финансовое состояние – нельзя. <…> По части пенсионеров и наших клиентов, которым мы доставляем госпособия, никакого снижения тоже не может быть. По коммунальным платежам и другим услугам мы также никаких особых изменений не наблюдаем. Мы работаем в такой рознице, где мы в принципе не предлагаем каких-то эксклюзивных продуктов, от которых человек может отказаться».
По мнению Мусина, изменения может показать сегмент писем, которые пересылают друг другу юридические лица: «Компании в период кризиса, конечно же, начинают думать об экономии. И свои письменные рассылки они пытаются перевести в электронный формат. Это понятно и, в принципе, мы считаем, что это нормальная тенденция. 7-8% спада по этому сегменту – это мировая тенденция».
По его словам, на финансовом состоянии Казпочты больше сказывается повышение заработной платы - в январе 2014 года – на 7% и апреле 2014 года – на 10%. «Фонд оплаты труда составляет в наших расходах 62%, и это наша основная доля (расходов - V). В себестоимости она играет большую роль. Остальные 38% делятся так, что 15% из них приходятся на транспортные услуги. Мы стараемся экономить на ГСМ, после установки датчиков GPS и перевода 300 единиц техники на газ мы уже сэкономили на этой статье 20%. В течение 2014 года мы перевели, а в этом уже начали экономить. Также мы экономим на бланочной продукции. Большинство бланков мы оформляем при посещении наших операционных участков, хотя раньше клиентам приходилось брать их заранее, а нам – заранее печатать. Сейчас же методом опроса мы заполняем данные и только распечатываем чек».
Мусин также отрицательно ответил на вопрос о сокращениях рабочего персонала в компании. По его замечанию, он уместен только в контексте повышения производительности труда. К этому можно прийти либо через сокращения, либо через повышение доли клиентов.
«Мы задумываемся об этом, и какой подход мы найдем адекватным, такой мы и выберем. Если где-то происходит автоматизация каких-то процессов, и если мы видим, что люди там не нужны, мы их не держим на этой позиции и предлагаем другое рабочее место. Есть обычная текучесть кадров, плюс регулярно появляются новые рабочие места. Но сейчас у нас не стоит вопрос о том, чтобы разом и массово увольнять людей. Хотя в рамках трансформации мы все это рассматриваем и не гарантируем, что дальше мы будем расти с нынешнего количества в 22 тысяч работников. Но, понятно, что тенденция в любом случае будет идти к сокращению рабочих мест», - резюмировал он.