Среди трехсот зрителей, пришедших на поздний сеанс в киноцентр «Арман» неоднократно звучали шутки на тему «Ты тоже пришел порно на большом экране посмотреть?». Именно так и стоит относиться к новому творению Гаспара Ноэ – как к двухчасовому просмотру порнографического фильма, который портит притянутый за уши (и за все другие части тела) сюжет.
В центре повествования молодой выпускник режиссерского факультета Мерфи. Проснувшись утром первого января рядом с нелюбимой женой, он задается экзистенциальным вопросом: «Что я здесь делаю?». В течение первых 15 минут выяснится, что Мерфи и Оми поженились «по залету» и единственное, что его держит с этой женщиной – малыш Гаспар, ребенок рожденный в нелюбви, а любовь всей его жизни Электра бесследно исчезла два месяца назад. Последующие 100 минут зрителю предстоит наблюдать за рефлексией главного героя по утраченной любви, прерываемой множеством постельных сцен разной степени, которые начинают утомлять еще до того, как картина пересечет свой экватор.
«Любовь» Гасара Ноэ, по сути своей, крайне неуклюжая попытка замаскировать голый (во всех отношениях) эпатаж под авторскую позицию или собственный киноязык.
Однако, если из картины выбросить большую часть порнографических сцен, на поверхность моментально всплывает беспомощность Ноэ, и как сценариста, и как постановщика.
Автор даже не пытается предать истории и персонажам хоть капли глубины. Напротив, если и есть какой-либо шаблон, то Ноэ с радостью в него цепляется. В частности, увлечение Мерфи кинематографом явно отсылает к эротическим шедеврам Бернардо Бертолуччи «Последнее танго в Париже» и «Мечтатели». Однако, в отличие от героев этих картин, Мерфи не снимает кино и даже не смотрит его, он просто называет себя режиссером и говорит о том, что его любимая картина – «2001: Космическая одиссея» Стэнли Кубрика. С тем же успехом, Мерфи мог бы быть представителем другой любой творческой профессии, на 90% состоящей из неудачников.
Еще более банален образ Электры, которая позиционирует себя как художника, но из всех проявлений ее профессии, в фильме указано лишь то, что она периодически спит с владельцем картинной галереи.
И вот эти два героя, на протяжении двух часов предаются бессмысленным сексуальным эскападам и экспериментам, которые прерываются на совершенно бездарные диалоги о любви, семье, ребенке и… сексуальных эскападах и экспериментах. Усугубляется это все тем, что исполнительница роли Электры – Аоми Муйок, как актриса абсолютно профнепригодна, да и Карл Глусман, сыгравший Мерфи, недалеко ушел.
В общем-то непрофессионализм актера, можно было бы списать на то, что «Любовь» - это в первую очередь режиссерское кино, в котором Ноэ вновь пытался поразить зрителя неожиданными художественными и операторскими решениями. Однако, и с кинематографической точки зрения, «Любовь» крайне далека от оригинальности. Все визуальные и монтажные решения картины представляют собой пазл, в котором ни одна деталь не подходит к другим. Длинные планы сменяются клиповой нарезкой, один флэшбэк перетекает в другой, а рваные монтажные склейки отдельных сцен, прерываемых черным экраном ничем не оправданы. И все эти недочеты Ноэ опять же пытается компенсировать эпатажной откровенностью постельных сцен (половина из которых абсолютно неэротичны) и крупными планами гениталий.
Таким образом, «Любовь» - кино, на которое стоит потратить время только в том случае, если традиционное порно зрителю смотреть стыдно, и он пытается оправдать себя тем, что смотрит авторское кино.
P.S. Что касается претенциозного названия, то сложно судить есть ли в картине та самая любовь. В конце концов формулу любви никто не изобрел, и если Ноэ представляет себе ее так, то едва ли кто-то сможет оспорить его позицию.
Фотографии с сайта kinopoisk.ru