Комиссар Каттани, звезда «Прослушки» Доминик Уэст, французские кинематографисты и Сергей Бодров
Кинофестиваль в Бишкеке демонстрирует завидную стабильность — он проходит уже в третий раз в середине июня и стал одним из самых быстро развивающихся киноивентов в Центральной Азии. Хотя мероприятие молодое, оно каждый год пытается расширить свою сферу влияния, добавляя все новые опции для того, чтобы стать самой важной киноплощадкой в регионе. В этом году помимо международного и центральноазиатского конкурса и питчинга, в котором приняли участие кинематографисты со всего нашего региона, был также организован форум для дистрибьюторов, где прошли панельные сессии, а также серия мастер-классов для студентов и молодых профессионалов.
Для более глубокого погружения в кыргызское кино была предложена ретроспектива великого Толомуша Океева — в этом году классик мог бы отметить свое 90-летие, а также был устроен показ популярного современного кино Кыргызстана, в котором участвовали кассовые хиты. Помимо всего прочего в рамках Бишкекского кинофестиваля прошла неделя французско-немецкого кино, куда приехала, например, команда фильма «Могикан»: режиссер Фредерик Фарруччи и актер Алексис Маненти.
Кроме французов в гости пожаловали звезды разной величины, например, легендарный итальянский актер Микеле Плачидо, сыгравший комиссара Каттани в сериале «Спрут». 79-летний Плачидо всё также энергичен и влюблен в свое дело, со сцены, где ему вручили награду за заслуги, он произнес пламенную речь, где чаще всего звучало слово amore.
Доминик Уэст, популярный британский актер и звезда сериала «Прослушка» поучаствовал во встрече со студентами. Еще одним гостем ивента стал уже американский режиссер Сергей Бодров, автор фильма «Монгол», когда-то выдвинутого на «Оскар» от Казахстана и оказавшимся самым продуктивным в оскаровской гонке за всю нашу скромную историю. А членом жюри международного конкурса стал японский актер, звезда сериала «Сёгун» Шинносуке Абэ.
Фокус всей программы — женщины
Программа Бишкекского кинофестиваля получилась разнообразной и насыщенной, и, хотя не все почувствовали почерк программного директора, конкурс все же выполнил свою задачу, отразив все наиболее актуальные тренды современного кино.
Так, победителем смотра и обладателем гран-при стал фильм-копродукция пяти стран, главная из которых Мьянма — «Крик тишины». Приз в 500 000 сомов (около 3 млн тенге) получила продюсерка Те Мо Наинг. Лаконичная и душераздирающая история о швеях, организовавших бунт против хунты, покорила международное жюри. По сюжету группа девушек из деревень, которые пытаются заработать на кусок хлеба, попадает в лапы недобросовестных работодателей. Женщин держат в рабских условиях и выпускают только на фабрику или в общежитие, точнее, в свою лачугу за которую им еще нужно платить. На работе их бьют, требуя скорости пошива, а «дома» поджидает злобная комендантша, требующая арендной платы. В конце концов, девушки выходят на забастовку.
В фильме Ольги Коротько «Шегiрткiлер, ваш выход», главная героиня (Инжу Абеу) — жертва группового изнасилования, как и в кыргызской кассовой драме «Өч» Илгиза Куватбека и Шамилбека Бекбосун уулу (последние получили приз за лучшую режиссеру в программе Kyrgyz Box). В неплохом бытовом хорроре «От», за сценарий которого Дастан Мадалбеков и Айзада Бекбалаева были награждены статуэткой за лучший сценарий (жюри оценило кыргызскую версию «Расёмона»), героиней стала жертва домашнего насилия. А в триллере из Кыргызстана «Качкын» Болсунбека Таалайбека уулу (участник конкурса для стран ЦА), женщина — сбежавшая рабыня. Ну и наконец, в атмосферном монгольском нуаре «Водитель города тишины» Сэнгэдоржа Жанчивдоржа, одна из линий рассказывает о молодой девушке, доведенной до суицида или же убитой харассером.
К слову, «Качкын» отметили за лучшую операторскую работу — Болсунбек Таалайбек уулу получил 300 000 сомов, это 1,7 млн тенге. А «Водителя города тишины» наградили сразу двумя призами в международном конкурсе: лучшим актером смотра стал эффектный монгол Тувшинбаяр Амартувшин, а лучшим режиссером — Сэнгэдорж Жанчивдорж. Приз за них получила сценаристка Номуунзул Турумункх.
Все три проекта, победившие в питчинге Central Asian Film Projects (CAF) — это женские истории. Главный приз и 300 000 сомов ($ 3500) получила кыргызка Сезим Адыранова. Ее история «Асыранды» — о кыргызском мальчике, который родился в 60-х годах в семье, где все дети мужского пола до него умирали. По сюжету, чтобы обмануть судьбу, его по древней кыргызской традиции, «продали» другой семье, а потом «выкупили» обратно. С одной лишь разницей, что вернули назад не мальчика, а «девочку».
Казахстанка Лаура Мухиева представила проект «Дорога памяти», в котором женщина, оказавшаяся в хосписе, решает помириться с брошенной когда-то ею дочерью. Логлайн растрогал представителей Red Sea Fund и они, повторимся, решили его поддержать грантом в $ 3500. И наконец, особого упоминания жюри удостоился будущий фильм продюсерки Суйум Сулаймановой и режиссера Тыныстана Темиржана под названием «Махабат», он о женщине, посвятившей свою жизнь семье, которая однажды решила, что с нее хватит. Она бросает все и отправляется из Бишкека в Ош, чтобы найти себя.
Фильмы о смерти и тема травматичного советского наследия
Любопытная и довольно редко встречающаяся в наших краях вещь: одна из основных тем, волнующих кинематографистов этого фестиваля оказалась тема конечности бытия. Так, в монгольском фильме, получившем два приза международного конкурса (как мы уже писали, за актерскую работу и режиссуру) центральной фигурой сюжета является работник похоронного бюро. Парень (Тувшинбаяр Амартувшин), только что вернувшийся из тюрьмы за убийство, не находит работы лучше, чем устроиться водителем катафалка. В специальной траурной машине, крыша которого украшена как крыша буддистского храма, он делает свою работу — доставляет ушедших к их последнему пристанищу. Трудится он, не покладая рук, иногда даже делает каменные надгробья и захаживает к коллегам — в цех по производству гробов.
В свободное от этой работы время он ухаживает за своей сворой собак и слушает Сержа Генсбура. Дело в том, что, с тех пор как он совершил убийство, он не может находиться в тишине — он все время слышит те самые страшные хрипы жертвы. Однажды наш герой встречает на своем пути девушку (Ганбатаар Наранцэцэг), которая меняет его жизнь.
Это невероятно поэтичный и немногословный нуар, пронизанный монгольской степной эстетикой, в котором говорят о жизни, смерти, грехе и возмездии, бесконечном жизненном цикле и освобождении, оказался лучшим в своем жанре.
Интересно, но гран-при за лучший фильм в центральноазиатском конкурсе получил тоже нуар, но кыргызский — «Мерген» («Охотник») Чынгыза Нарынова. Дебютная игровая работа документалиста основывается на тюркском мифе об охотнике, убившем невинного человека. Причем, режиссер помещает свою историю в пространство если не сканди-триллера или американского неонуара вроде «Ветреной реки» Тейлора Шеридана, то, по крайней мере, в мало изученную у нас, но очень любопытную плоскость. В которой мифы, видения и предчувствия могут встретиться с преступлениями и мраком отдаленных от цивилизации городков. Хотя темп картины скорее подходит для сказаний, нежели для триллеров, смелую жанровую попытку режиссера оценили все. Картина получила еще и приз международной федерации кинокритиков FIPRESCI. К слову, эта авторитетная организация, отмечающая в этом году 100-летие, приняла в свои ряды и кинокритиков Ассоциации кинокритиков Казахстана.
Тему смерти и рассуждений вокруг нее продолжил в своем фильме и наш Аруан Анартай, получивший статуэтку за лучшую режиссуру в конкурсе для фильмов из Центральной Азии и 400 тысяч сомов. Его дебютная драма «Жоқтау» («Прощание») — это путешествие одного молодого мужчины (Ермек Шынболатов), который вместе с супругой (Ирина Балкова) едет попрощаться с ушедшим дедушкой (Исбек Абилманжинов). Фильм начинается с информации, что «жоқтау» — это один из видов древней поэзии и дальше строится по тому же принципу — получилась кинопоэзия, где-то высокая и складная, где-то неловкая. Но зато в ней смешалось все: обряды, ритуалы, философские разговоры, музыкальные перформансы, сюрреалистические фантазии, и главный элемент процесса переживаний — утешение.
Казахстанский «Авель» Ельзата Ескендира, получивший премьеру в Пусане в прошлом году, был награжден только за актерскую работу (300 тыс. сомов), но вполне мог претендовать и на лучшую картину, и на лучшего режиссера. История о казахском пастухе с библейским именем Авель (Ерлан Толеутай), который работает в период развала Советского Союза, рассказывает драматичную историю приватизации страны и переживает травмы советского наследия.
К слову, подобная тема будет еще не раз поднята, например, на питчинге — в проекте таджикского режиссера Далера Рахматова «Песня Лолы», рассказывающего о юной певице, чья семья оказалась жертвой сталинских репрессий и Второй мировой войны.
Кыргызское кино от классики к современности
В прошлом году Бишкекский кинофестиваль был приурочен к 100-летию образования Кара-Кыргызской автономной области, на открытии сделали экскурс в историю Кыргызстана с использованием архивной хроники, а особое место в программе занял ретроспективный показ фильмов, в которых отражено этот событие.
В этом году ретроспективу посвятили легендарному Толомушу Окееву, гордости и достоянию не только кыргызского кино, но и всей Центральной Азии. В его честь названа национальная киностудия «Кыргызфильм». К слову, Океев снял одну из самых потрясающих лент в истории казахского драму «Коксерек» («Лютый), созданную по рассказу нашего классика Мухтара Ауэзова «Серый Лютый».
В этом году показали невероятную дипломную работу Океева «Небо нашего детства» — она сейчас смотрится еще актуальнее и поэтичнее; его знаменитый эпик «Потомок Белого барса» и драму «Улан», где главную роль — мужчины в глубоком кризисе играет невероятный Суйменкул Чокморов.
Смотреть за работами Океева на большом экране — одно сплошное удовольствие. А вот знакомиться с участниками конкурса KyrgyzBox можно было с переменным успехом, как и за всем, что приносит кассу (у нас аналогичная ситуация). Выбрали, к счастью, лучшего — нежную мелодраму о 90-х «Ашыгым» Манаса Халдарова, спродюсированную Русланом Акуном. Она у нас довольно неплохо шла в прокате под названием «Ғашығым». Кроме всех перечисленных, свои призы также получили обаятельная Динара Багышпаева, актриса бесконечной комедийной франшизы «Аяш» — вышла уже 4-ая часть. А лучшим оператором стал Нурбек Мамбетисаев, отмеченный за фильм «Күрөш».
В следующем году Бишкекский кинофестиваль обещает не сдавать позиций. Казахстану есть о чем задуматься.