После поражения России в Крымской войне назрела необходимость в укреплении южных рубежей. Поэтому, когда царь Николай I получил доклад военного министра о выборе места для крепости в Семиречье, он, не мешкая, наложил резолюцию «Согласен. Укрепление назвать Верным». Резолюция царя была датирована 4 февраля 1854 года.

Построена была крепость на левом берегу р. Малая Алматинка под руководством военных инженеров Л. Александровского и Ц. Гумницкого.

Крепость представляла собой пространство, ограниченное неправильным многоугольником земляного вала и рва перед ним. На углах вала были отсыпаны площадки для установки пушек. На территории крепости были размещены казармы, арсенал, армейские провиантские склады, кухня, госпиталь, гауптвахты, склады оружия и прочее. Строительство и благоустройство, для которого был выслан отряд из 200 солдат, продолжалось несколько лет. Так только вал отсыпался в течение 6 лет.

Для будущей станицы был отведен участок земли к юго-западу от крепости. Будущую станицу нарекли Алма-Атинской. Она вместе с крепостью составляла Верненское укрепление. Разработанная инженером Александровским планировка станицы основывалась на прямоугольной системе. Улицы тянулись с юга на север, а перпендикулярные им – с востока на запад. Такое направление улиц учитывает господствующее направление ветров, что обеспечивало естественную вентиляцию. Такая планировка будет использована позже и при строительстве города Верного.

В одной версте на север от крепости был заложен выселок — Малая станица. Прямо на восток от крепости появилась Татарская слободка.

Жителями станиц Верненского укрепления в первые годы нещадно вырубался еловый лес. Дома рубились из горных елей. На известном рисунке сибирского художника Павла Кошарова обращает внимание такая деталь – на прилавках (так называют предгорные возвышенности Заилийского Алатау) растет хвойный лес. В наше время леса там нет.

Свои воспоминания о Верном того времени оставили многие известные путешественники и ученые, чья деятельность так или иначе была связана с укреплением, а впоследствии и с городом Верным. Все они оставили описание Верненского укрепления.

Семенов Тян-Шанский в своих мемуарах «Путешествие в Тянь-Шань в 1856-1857 годах», опубликованных в «Вестнике Императорского Русского Географического Общества» пишет:

« …Когда мы стали подъезжать к Верному, наступила темная ночь. Тем эффектнее представились мне совершенно неожиданно на всем широком пространстве только что основанного укрепления веселые разноцветные огни зажженной в этот день иллюминации, которая представила мне Верное в совершенно феерическом виде. Я знал, что домов в Верном, кроме наскоро выстроенного домика пристава Большой орды, еще не существует, а между тем блестящие разноцветные шкалики обозначали красивые фасады множества этих несуществующих домов.

Когда же я проснулся на другой день в приготовленной мне просторной юрте и вышел из нее, то никаких домов и домовых фасадов не оказалось. Обнаружилось, что вечером от хитроумно придуманной иллюминации произошла полная иллюзия. Только немногие из наиболее зажиточных переселенцев успели соорудить фундаменты своих домов и заготовить для них лесной материал. Материал этот состоял из великолепных, прямых, как стрела, строевых деревьев тяньшанской ели, привезенных сюда из Алматинской долины. Переселенцы жаловались только на непрочность этого леса, который сильно трескался; но это происходило потому, что, вместо того, чтобы просушить предварительно деревья после их рубки еще в сырой зоне лесной растительности, переселенцы прямо перевозили деревья в зону необыкновенно сухого подгорья, где в то время не росло еще ни одного дерева, а роскошные сады, в которых утопает ныне этот цветущий город, начали разводиться только гораздо позже…

Приставом Большой орды, а следовательно, и начальником всего Заилийского края был при моем прибытии образованный полковник Хоментовский. Воспитывался он с успехом в Пажеском корпусе и при своих дарованиях был бы выдающимся человеком, если бы не имел того недостатка, который парализовал столь многих из наших лучших в то время окраинных деятелей, - алкоголизма...

Экспедиция моя (1856 г.) на озеро Иссык-Куль была снаряжена в два дня. Выехали мы 2 сентября к вечеру; при выезде из Верного встретили веселый хоровод первых русских переселенцев из крестьян, только что прибывших в Верное...»

Следующая запись о посещении Верного относится к 1857 году: «14 мая, при благоприятной погоде, мы приехали в Верное, где мне пришлось пробыть две недели для окончательной и основательной организации своей экспедиции в глубь до сих пор ни для кого недоступного Тянь-Шаня.

Верное, к моему крайнему удовольствию, представилось мне уже в более приглядном виде, чем в 1856 году.

Все домики юного укрепления были более или менее отстроены, и около домика пристава Большой орды был уже посажен молодой садик; это были первые деревья, посаженные на подгорье, на котором ныне цветущий город Верный утопает в зелени садов.

Переселенцы воспользовались моим советом не перевозить леса в Верное немедленно после рубки, а дать ему предварительно просохнуть в лесной зоне, и жалобы на недоброкачественность местного строевого материала прекратились.

По моему же прошлогоднему настоянию казаки успели перевезти в Верное пчелиные улья из Алтая, и пчеловодство начало понемногу развиваться в Заилийском крае…

Ранней весной 1857 года прибыли в Верное и новые переселенцы из русских крестьян, которые образовали впоследствии цветущий поселок на реке Талгар в двадцати пяти верстах от Верного…»

С середины ХIХ века началось паломничество исследователей в Семиреченский край.

Одним из них был капитан Голубев А.Ф., астроном и геодезист из Петербурга: «В апреле 1859 года я прибыл в укрепление Верное… Оно лежит в 5000 верстах от Петербурга, почти на пол-градуса южнее Флоренции, у предгорий Алатау Заилийского. Укрепление быстро населилось и обстроилось; теперь в нем считают до 5000 жителей. Оно состоит из двух частей: одна из них примыкает к земляному укреплению и имеет небольшую деревянную церковь; другая лежит в полутора или двух верстах от первой и только что начинает обстраиваться.

Население Верного состоит почти исключительно из казаков Сибирского линейного войска. Дома в нем одноэтажные, деревянные. К сожалению, дерево немилосердно истребляется…

Верное еще называется Алматы… Алматау – яблочные горы…

Главный же промысел жителей составляет земледелие, к которому поощряет плодородие почвы. В настоящее время начали думать о садоводстве и разведении винограда. Некоторые из жителей Верного сеют особый род дынь. Эти дыни небольшие, чрезвычайно сладкие.

Верное, как я уже сказал, лежит у предгорий Алатау, на ровной местности. В нескольких верстах от него местность становится холмистою или, как говорят жители, начинается мелкосопочник. Скоро мелкосопочник обращается в предгорья, рассеченные ущельями, по которым стремятся быстрые горные речки…

Дальше ландшафт заканчивается гребнем Алатау- зубчатой стеной, покрытой никогда не тающим снегом…

Речки, стремящиеся из Алатау, разводятся жителями по пашням и служат для полива. Такие ирригационные каналики называются здесь арыками…

Значительная высота, на которой лежит Верное, и близость гор делают климат его здоровым и приятным.

Не бывает большой жары ; снег выпадает небольшой и то на короткое время. Большая часть жителей не имеет вовсе зимних рам…»

Географ и военный писатель Венюков М.И. прибыл в Верное в мае 1859 года: «Я переехал реку Или и вступил в жаркую долину ее левого берега… Окрестности Алматов или укрепления Верного уже представляли в то время всюду засеянные поля, но на них самая свежая зелень только что пробивалась, составляя противоположность с густою, хотя не высокою травою лугов, уже пестревших цветами; абрикосовые деревья, местами разросшиеся в три и четыре года до высоты двух и трех сажень, давали очень хорошую тень своими молодыми ветвями.

Укрепление Верное устроено в 1854 году… Небольшая, довольно живописная речка Алматинка, выбегая из гор и раздробляясь на многочисленнын арыки, орошает эту военно-земледельческую колонию с пятью или шестью тысячами душ населения.

К сожалению, несмотря на обилие страны камнем и, напротив, бедность ее в лесах, которые встречаются только по горам, Алматы построены исключительно из дерева.

Большинство алматинцев – и не только казаков, а лиц всех сословий занимаются земледелием… ибо казна берет все излишки хлеба без остатка и платит хорошие цены…

Жаркое лето дозволяет с успехом разводить в Алматах виноград, абрикосы, груши и превосходные дыни….

Алматы когда-нибудь - и, надо полагать, скоро - могут сделаться немаловажным местом для всей Средней Азии.

После утомительной поездки по степи можно с удовольствием отдохнуть в Алматах не только физически, но и нравственно. Образованный кружок, почти исключительно офицерский, много читает; при штабе квартирующего здесь батальона основалась уже небольшая библиотека и получается немало журналов. Зато женского общества, к сожалению, почти нет.

Между казаками грамотность распространяется из двух станичных школ, которые шутя названы университетами. В Татарской слободке учат детей мулла и некоторые грамотные татары.

С образованием публичного сада, которым заведует ученый садовник из Крыма (Криштопенко – Н.Б.) , несколько мальчиков поступили к нему для обучения садоводству».

В 1864 году в Верном побывал исследователь и этнограф Абрамов Н.А.. Его записки были опубликованы в 1867 году в «Вестнике Императорского Русского Географического Общества (ИРГО) под названием «Алматы, или укрепление Верное, с его окрестностями».

«…В 1854 году основано укрепление Верное на том месте, где в средние века был город Алмату, т.е. яблочный, известный по своей торговле и служивший станцией на большой дороге, по которой, между прочим, ходили генуэзские купцы в Китай…

Алматы, или укрепление Верное, расположено в живописной, ровной местности у самой подошвы Заилийского Алатау на высоте 2,430 английских футов над уровнем моря при выходе из Алатау долины, заросшей яблоками и урюком (абрикосами), дающими очень вкусные плоды, и отстоит от С.Петербурга на 5057, от Москвы – 4380, от Семипалатинска в 1014, от Копала в 368 верстах…

Река Алматинка, при которой стоит укрепление, вытекает из снежного Заилийского Алатау; она шириною 3 аршин, глубиною на одну четверть аршина, но была бы шире и глубже, если б вода из нее не проводилась по арыкам (водопроводам), для орошения пашен и сенокосных мест и в самих Алматах по разным местам.

Дно ее покрыто кругловатыми камнями, которые выдаются сверху воды и бывают весом до 5 пудов.

Алматинка течет очень быстро, шумит, хлещет, брызжет и пенится, особенно там, где она выходит из горных теснин. Она впадает в р. Каскелен, которая, в свою очередь, катит свои воды в реку Или.

Климат здесь теплый и здоровый; летние жары доходят до 30о в тени. С 10 утра и до 6 вечера едва выносимы, но зной умеряется раноутрению и ночною прохладою, которая веет с высот Алатау, покрытых вечным снегом. От этого и ночи летом бывают прохладны. Зимние холода доходят до 20о, хотя подобные морозы чрезвычайно редки; зима непродолжительная. Снег падает не глубокий и на короткое время.

Из наблюдений капитана артиллерии Обуха на 1 июня 1859 года по 1 июня 1860 года, действительный член русского географического общества Голубев А.Ф. вывел среднюю годичную температуру Верного +6.5

                                                                                 

Господствующие там ветры: северо-западный, с озера Балхаша и восточный, дующий весною. Первый несет дожди… Яблоки созревают в Верном в августе, а урюк – во второй половине июня. В Большой Алматинской станице находится большой фруктовый сад, закладываемый ученым садовником из Крыма…

Для поселения при укреплении на речке Алматинке было в течение 1855 и 1856 годов повелено выслать две сотни казаков Сибирского линейного казачьего войска и 200 крестьянских семейств.

Переселяемым казакам даровано единовременное пособие: офицерам – по 100 рублей, а нижним чинам по 55 рублей и в течение первых трех лет усиленные оклады жалованья, а казакам и семействам определена дача провианта, а всем вообще чинам льгота от службы и фуражное довольствие на лошадей.

Назначенные в укрепление Верное крестьянские семейства вместе с казаками основали две станицы: Большую Алматинскую и Малую Алматинскую.

В эти исчисления жителей не вошли проживающие в Верном для торговли по билетам купеческие приказчики разных городов, татары и ташкентцы.

Земледелие составляет главнейший промысел жителей Алматинских станиц, водворенных туда в казачье звание и крестьян из разных округов Западной Сибири. 

Винный завод купца В. Кузнецова был построен в 1862 году. У Кузнецова же находится здесь пивоваренный завод.

В укреплении Верное находится квартира окружного начальника Алатавского округа, Г.А. Колпаковского, который непосредственно подчиняется военному губернатору Семипалатинской области. ..»

История крепости также связана с историей гражданской войны. В июне 1920 г. здесь произошел антисоветский мятеж, ликвидированный отрядами под руководством Д. Фурманова. Но это уже другая история.

Использованные источники: 

  1. ЦГА РК. Ф.77. ОП. 1. Д.2294.
  2. Архив города Алматы. Ф.276. ОП. 1. Д.18.
  3. Горячева А.А. Фришман Л.С.. Заря над Семиречьем.- Алма-Ата: Мектеп, 1987.
  4. Ивлев Н.П. И оживают биографии: Записки краеведа.- Алма-Ата: Казахстан, 1983.
  5. Венюков М.И. Очерк Заилийского края и Причуйской страны.- Записки ИРГО, 1861, кн.4.
  6. Семенов Тян-Шанский П.П. Путешествие в Тянь-Шань в 1856-1857 годах. Мемуары, т.2. Москва: ОГИЗ, 1946.
  7.  Голубев А. Ф. Отрывок из путешествия в Среднюю Азию.- Заилийский край.- Записки ИРГО, 1861, кн. 3.
  8. Абрамов Н.А. Алматы, или укрепление Верное с окрестностями.- Записки ИРГО, 1867, т.1.