Кинотеатр «Арман», построенный в 1968 году, похож на настоящую шкатулку с сокровищами. Недавно в нем нашли скрытый в 2000 году барельеф, затем в соседней республике обнаружили статую девушки, когда-то стоявшую во внутреннем дворике. В 2000 году здание реконструировали, в процессе потерялась корона, венчавшая крышу. Urban Forum Kazakhstan пару лет назад инициировал поиски «короны». Архитекторы и исследователи Давид Камински и Адильжан Псяев провели много времени в архивах и нашли документы, о которых мы поговорили во втором выпуске подкаста «Архисмысл».

Слушать подкаст:

SoundCloud

Castbox

Apple Podcasts 

«Кинотеатр «Арман» – это здание, сломавшее тренды своего времени. Если мы будем наблюдать за архитектурой 60-х, то она была в течение интернационального модернизма: много стекла, отсутствие явной связи с регионом. Ярчайший пример – кинотеатр «Целинный», построенный в 1964 году, — рассказывает Давид Камински. — Кинотеатр «Арман» отвергает все то, что есть в «Целинном» или в ресторане «Алма-Ата»: это глухая коробка, без окон, полностью изолированная от окружающей среды. Единственные проемы – это двери. Такой прием для интернационального модернизма абсолютно не видан. «Арман», наверное, даже перешагивает эволюцию модернизма через брутализм, он оказывается в какой-то степени в постмодернизме. При этом «Арман» сохраняет свои связи с шестидесятыми».

Адильжан Псяев считает, что архитектор Александр Коржемпо здесь поэкспериментировал в стиле брутализма: «Мы видим его мастерство – он попытался использовать местные климатические условия – что касается дворика, в котором присутствуют и водные поверхности, и какое-то озеленение. Человек попадает в микромир, в других кинотеатрах Алма-Аты советского времени мы подобного нигде не наблюдали. Брутализм впоследствии мало где был повторен в архитектуре города». 

На поздних этапах строительства кто-то из чиновников заметил, что здание как-то низковато и его надо приподнять. Изменять конструкцию было невозможно, и поэтому сделали «корону». Давид и Адильжан потратили много времени, чтобы найти чертежи, и пришли к выводу, что, скорее всего, их не было. Одно точно: автор короны — монументалист Виктор Константинов. Он же был автором барельефов, общая площадь которых в кинотеатре составила 220 кв. метров. Поиски Константинова завели исследователей в Бишкек.

Мы поговорили с архитекторами и о пространстве вокруг кинотеатра. Например, судя по фотографиям, к востоку от «Армана» в 70-х годах прослеживался бассейн, потом там было необычное кафе «Айкоз» с островками на сваях – теперь на его месте стоит «Новотель». В 60-х годах были у авторов проекта и идеи сделать летний кинотеатр, но, к сожалению, из этого ничего не вышло. Мы обсудили не только прошлое, но и то, как кинотеатр изменился в нулевых, что он потерял, что приобрел, и почему так сложно, но нужно отрефлексировать произошедшее.