Известный ученый Самюэль Хантингтон, сравнивая экономические показатели 1960-х годов Южной Кореи и Ганы удивился тому, что стартовые позиции этих стран были практически одинаковы. У них были схожие показатели ВНП на душу населения, отраслевая структура экономики также была одинакова, даже объем внешней экономической помощи был примерно сопоставим. Но мы все знаем, что через три десятилетия Южная Корея превратилась в промышленного гиганта, а Гана в такого гиганта не превратилась. Так вот, такие различия связываются с культурой. Южнокорейцы были более бережливы, умело вкладывали деньги, ценили образование, организацию и дисциплину. У жителей Ганы были несколько иные ценности. Объяснив это для себя и для других, Хантингтон заявил о том, что «Культура – это серьезно!».

Давайте определимся с понятиями. Что такое культура? Мы будем говорить о том, что культура – это ценности, установки, верования, ориентации и убеждения, превалирующие среди членов общества (Харрисон, Хаттингтон, 2002).

Так вот, в чем сила культуры? Почему законы, реформы, деньги на их реализацию все-таки вторичны по сравнению с культурой?

11 июля 1804 года в США произошла дуэль между двумя известными политиками: Александром Гамильтаном и Аароном Бером. Накануне Гамильтон не спал всю ночь, а исписывал листы бумаги с одним вопросом: «Нужно ли ему идти на эту дуэль?». Он привел для себя кучу аргументов, почему эта дуэль ему не нужна, и, надо сказать, они были логичными. Вот строки тех самых мыслей Гамильтона: «Мои религиозные и моральные принципы, решительно против практики дуэлей. Вынужденное пролитие крови человеческого существа в частном поединке, запрещенном законом, причинит мне боль». В итоге, автор строк пошел на дуэль и был убит. Да, несмотря на запрет законом дуэлей, не смотря на всю нелогичность этого действа он все-таки туда отправился.

Интересно, неправ да ли? Вот так работает культура, которую в институциональной экономике принято называть неформальными институтами. Самое любопытное, что общественность, увидевшая строки Гамильтона согласилась с его доводами против дуэль, но она также согласилась с его решением на нее отправиться. Иначе его бы ждало куда более серьезное наказание, нежели нарушение закона писанного. Он был бы осмеян обществом, а это куда страшнее.

Культура меняется и это доказано, причем меняться она может под воздействием государства, которое печется за социально-экономическое развитие. Это новость хорошая. А плохая новость в том, что меняться она может в иную сторону.

Начнем с хорошего. Доказано, что коррупция связана с культурными различиями. В Индонезии, России, некоторых латиноамериканских и африканских странах – уровень коррупции самый высокий. В странах с протестантской культурой и там, куда ступила нога британских переселенцев уровень коррупции самый низкий. Страны с культурой конфуцианской находятся между двух полюсов. Так, вот, Сингапур, который в 50-х годах имел более 75% населения китайцев, то есть последователей конфуцианства, сумел присоединиться к когорте стран, где самый низкий уровень коррупции. В этом заслуга мудрой политики Ли Куан Ю, смерть которого уже доказала, что политика преобразует культуру.

Есть и другие примеры. Мы знаем про Гану, Испанию и Латинскую Америку. Но есть страна, которая серьезно отошла от своих традиционных ценностей – США. Недавно в сети я увидел фото, где на здании известнейшей американской сети гостиниц на флагштоке висел флаг Америки, а сразу под ним красовался флаг радужный. Еще несколько десятков лет назад  протестантская Америкая, принимавшая со всего мира религиозных беженцев не могла себе такого представить, но все меняется.

Однако есть четкое понимание, доказанное успешными модернизациями последних лет о том, какими ценностями должен обладать народ страны, чтобы совершить переход на более высокую траекторию развития.

Это понимание связано с именами ученых Г.Хофстеде и Р.Инглхарта. Они фактически смогли посчитать культуру.

По методике Хофстеде существует 6 социкультурных характеристик, по котором можно измерить народ страны: дистанция по отношению к власти, индивидуализм, маскулинность (напористость и жесткость, ориентация на материальный успех), избегание неопределенности, долгосрочная ориентация и терпимость.   

Инглхарт же рассматривает социокультурные характеристики с 4-х сторон: рационально-секулярные и традиционные ценности, а также ценности выживания и самореализации.

В чем уникальность эти методик? В том, например, что определенное соотношение коэффициентов Хофстеде говорит о конкурентных преимуществах страны и ее специализации.

Наблюдения за успешными модернизациями последних 50-ти лет по двум вышеобозначенным методикам показали, какими характеристиками должен обладать народ страны, нацеленной на успешную модернизацию.

К ним относится укрепление индивидуализма в обществе, переход от традиционных к секулярно-рациональным ценностям, рост ценностей самовыражения, снижение дистанции власти, высокая долгосрочная ориентация населения (Культурные факторы модернизации, 2011г.).

А теперь давайте расшифруем. Чтобы совершить успешную модернизация, народ страны должен стремиться к индивидуализму, а не к коллективизму. Также он должен отличаться рациональным поведением, быть нацеленным на достижение успеха, предпочитать светское государство. Религия не должна занимать высокую роль в обществе, а ориентироваться народу необходимо на свои силы. Самовыражение должно стоять во главе угла, а уверенность в том, что власть действует в интересах всего общества, а не продвигает интересы отдельных групп, должна находиться на высоком уровне. Ну и конечно, народ не должен жить одним днем.

Кто мы? Смотрим ли мы в будущее или думаем, что зарплату нужно потратить в ближайшее время, ничего не сберегая? Обращаемся ли мы ко Всевышнему с молитвой при какой-то проблеме или решаем ее с Его помощью?

На эти вопросы пусть ответит каждый из нас самостоятельно. А в следующий раз мы посмотрим - кто такой среднестатистический казахстанец.

Способен ли он как Александр Гамильтон при всей глупости участия в дуэле отправиться на нее? Свойственны ли ему вера в собственные силы, самовыражение, уверенность в справедливости государства и мысли о будущем?

Колонки Евгения Кочетова лягут в основу книги «Экономика казахстанца», которую автор планирует издать в ближайшее время.