С этого момента прошло много времени, мир поменялся до неузнаваемости. Кто мы теперь? Остались ли мы достойными слов великого Казыбек би?

Говорят, что бытие определяет сознание. Или сознание определяет бытие? Впрочем – это давно известный спор, только не о курице и не о яйце.

Я лишь скажу, что уже доказано, что ценности определяют не только нашу жизнь, но и жизнь людей рядом, а значит и жизнь всей страны. Фактически это свидетельствует о том, что какие бы условия не были вокруг, человеком с определенным набором социокультурных характеристик ты всегда будешь. И самое главное, именно посредством этих самых характеристик, потихоньку, шаг за шагом, начинают изменяться условия вокруг.

Безусловно, на ценности может влиять государство посредством формирования правил поведения, то есть законов, норм, государственных программ и т.д. Ценности (неформальные институты) инертны и поэтому процесс этот долгий, но осуществимый.

Однако более важную роль в этом процессе занимает сам человек, который осознает важность этих перемен и не мнит себя homo economicus.

Поэтому прежде чем говорить о том, что конкретно должно государство сделать для нас (и должно ли вообще) давайте разберемся с тем, кто же такие мы. Кто же такой этот среднестатистический житель Республики Казахстан.

Начнем с того, что ранее уже говорилось о том, что наблюдение за успешными модернизациями последних 50-ти лет показали, какими характеристиками должен обладать народ страны, нацеленной на успешную модернизацию. К ним относится укрепление индивидуализма в обществе, переход от традиционных к секулярно-рациональным ценностям, рост ценностей самовыражения, снижение дистанции власти и высокая долгосрочная ориентация населения. 

Если по ценностным характеристикам посмотреть на страны мира, то можно с легкостью определить место Казахстана. Наиболее близкими к нам культурно являются Индонезия, Кыргызстан, Ливан и Бахрейн и находимся мы, согласно методике Инглхарта-Вельцеля (www.worldvaluessurvey.org) в группе стран африкано-исламской культуры.    

За последние 6 лет в Казахстане проводилось несколько исследований, исходя из которых, мы можем сделать вывод о культурных особенностях жителей Казахстана.

Первое исследование, проведенное в далеком 2009 году известным социологом А.Левинсаном, заключило, что казахстанец крайне редко проявляет гражданскую позицию и редко борется за свои права (высокая дистанция к власти), для него характерна напористость, стремление к успеху, и амбициозность (высокий уровень маскулинности), он озабочен в первую очередь целями группы, а не своими личными целями (низкий уровень индивидуализма), а также он готов меняться, воспринимать новые тенденции и склонен рисковать (низкий уровень избегания неопределенности).

В исследовании 2011 года, проведенном в МГУ им. М.В. Ломоносова, казахстанец предстал немного в другом цвете. Он все также пассивен в выражении своей гражданской позиции, стремится к успеху, имея амбиции, в нем стало немного больше индивидуалиста (совсем немного), но он стал воспринимать перемены как угрозу и чуть-чуть думать о будущем (долгосрочная ориентация на будущее).

Ну и наконец, дополняет картину наших культурных особенностей социологический опрос, который в этом году провел Институт общественной политики партии «Нур Отан». Согласно ему можно сделать вывод, что казахстанец образца 2011 года и казахстанец читающий сейчас этот текст один и тот же человек с точки зрения ценностных установок. Изменилось лишь то, что смотреть он стал лишь на один год вперед, устойчиво избегая долгосрочной ориентации на будущее.

Вот такая получается картина, согласно которой наши ценностные установки тормозят модернизацию. Модернизацию не только экономическую, но и социальную, культурную модернизацию.

В целом диагноз ясен. Но давайте пойдем дальше, ведь глядя на набор этих характеристик, казахстанец представляется неким односложным индивидом, ничем не отличающимся от жителя скажем, Индонезии или Ливана.

Абай Кунанбаев в своем великом произведении «Слова-назидания» говорил: «Казахи отличаются от всех других народов своим стремлением к богатству, поисках знаний, постижением искусства, проявлением чувства доброжелательности, силы, хвастовства или враждебности».

Любопытно, но многие слова классика актуальны и в наши дни.

Детально рассматривая как формируется та самая культурная карта Инглхарта-Вельцеля можно узнать много интересного о том, кто же мы такие.

Сравнивая Казахстан с наиболее развитыми странами мира, вообще получается невероятно занимательная картина, в которой наши особенности «как на ладони».

Наиболее важна в жизни казахстанца семья. Причем в этом мы близки к Сингапуру, где семейственность также имеет большое значение. Даже религия, друзья и работа не имеют такого значения как семья. Любопытно при этом, что мы одни из лидеров среди наиболее развитых стран в любви к отдыху. Уж очень мы любим это дело.

Не испытает казахстанец особой радости, если его соседом будет являться представитель отличной от него расы, эмигрант, а представитель ЛГБТ его вообще разозлит.

Казахстанец крайне редко доверяет людям и уверен в том, что все хотят его обмануть (такого нет ни в одной развитой стране). Для нас очень важно богатство, обладание большим количеством денег и дорогими вещами. Также для нас важен статус места нашей работы, и мы боимся его потерять.

Мы согласны с тем, что при устройстве на работу мужчина должен обладать большими правами, нежели женщина, которой к тому же лучше подходит статус домохозяйки.

Да, мы верим во Всевышнего, но почему-то в ад мы верим меньше. Возможно отсюда поразительная уверенность в безнаказанности своих поступков.  

При всем при этом для нас важно помогать людям находящимся рядом, делать что-то хорошее для общества и уважать свои традиции. Одной из главных целей нашей жизни является сделать так, чтобы наши родители гордились нами. И да, мы как никакая другая развитая страна готовы защищать свою Родину, иногда даже, слишком готовы.

Вот, пожалуй, краткий, но содержательный ответ на вопрос: «Кто мы?», который не призывает к каким-то радикальным действиям над собой. Можно воспринять его как зеркало, указывающее на изъяны и приятно подчеркивающее достоинства. И того и другого добра у нас хватает. А вот что приумножать или от чего избавляться никакое государство не решит, выбор только за нами. Так что…

Так что, остались ли мы достойными слов великого Казыбек би?

Колонки Евгения Кочетова лягут в основу книги «Экономика казахстанца», которую автор планирует издать в ближайшее время.