А как у нас? Вот честно, например когда мы хотим устроиться на работу нашей мечты и вдруг что-то не получается, что мы говорим?
Подстава, все давно было решено, однозначно конкурс выиграл чей-то родственник, мир несправедлив, удача не на моей стороне.
И так мы относимся к большинству проблем. Не хотим брать ответственность, принимать решения, инициатива наказуема. Кому-нибудь так говорили?
А если бы на нашем месте был еврей? Уверен, он бы воспринял все это как вызов, а не как проблему.
В чем же дело? Почему такая разная реакция?
Мы знаем, что евреи - гонимый народ. Для них исторически сложилось, что выживает сильный и находчивый, выделяющийся из толпы. Сначала Фараон, потом нацисты, да и между ними много чего.
Сегодня евреи живут на крошечном кусочке земли, и для них нет неиспользуемых территорий. Если что-то не получается вырастить на этих квадратных метрах, они не уходят на другие, а придумывают как использовать именно эту землю. Итог - особенный и признанный в своей гениальности народ.
Но хочется сказать, что на самом деле мы ничем не отличаемся. Скажу больше, мы тоже особенные.
Это можно понять, глядя на народные казахские пословицы и поговорки. На самом деле, это нечто большее, чем умные мысли. В жизни казахского народа, созерцавшего окружающий мир в путешествиях, они отличаются особенной глубиной и сакральностью. Это вековые наблюдения людей, которые могут рассказать о них гораздо больше, чем исторические хроники, а традиционность казахского общества может свидетельствовать о том, что это принципы жизни, руководство к действиям в самых сложных ситуациях. В них также можно разглядеть секреты богатства и удачи и, наоборот, понять причину нищеты и невезения.
Казахи – это нация, сила которой в единстве. Мы можем вспомнить притчу о том, что один прут сломать легко, но несколько прутьев не переломишь. В народе на этот счет говорят «адассаң еліңмен адас» (лучше вместе с народом блуждать, чем одному дорогу искать). Или вот еще «ынтымақты елде күншуақ» (если сплочен народ, средь него вражда не живет).
Конечно, мы можем вспомнить примеры междоусобиц на нашей земле, но назовите земли, где их не было. На этот счет, кстати, есть пословица «ел даусыз болмас, жер жаусыз болмас» (народ не бывает без распрей, земля не бывает без врагов).
Что фактически это означает? А то, что только сплоченными мы сможем добиться успеха. Могут быть недопонимания среди нас, мы можем делиться на жузы и рода, но когда возникает какой-то вызов, все должно отходить на второй план. Мы можем сколько угодно быть индивидуалистами, но наша сила увеличивается, когда мы стоим плечом к плечу. Любопытно, что этот тезис подтвержден и исторически, и лучшими бизнес-практиками.
Ратные подвиги - отдельная гордость великих казахских батыров. Но народ также видит силу в несколько иных вещах. «Білекті бірді жығады, білімді мынды жығады» (человек с сильными руками поборет одного, человек с большими знаниями – тысячу). Но знание сами по себе мало что могут дать и поэтому народ предусмотрительно добавляет «еңбек – адамның көркі, адам – заманның көркі» (труд человека украшает, человек свое время прославляет). Ну чем не формула успеха? Поэтому разговоры о лени, которая, якобы, в крови – не более чем предрассудки.
Но на самом деле в этих словах скрыт еще один глубинный смысл. Человек свое время прославляет, говорит народ, как бы намекая на масштаб мысли, на главный мотив, который должен лежать в основе любого действия. Иначе говоря, речь идет о том, чтобы знаниями и трудом своим – изменять свое время, изменять мир. Современность подтверждает, что успешные люди начинали с желания изменить мир, а не с желания заработать легкие деньги и наши предки знали об этом.
Народ заметил, что ничего не дается просто так. За все нужно платить и все имеет свою цену. Евреям с детства говорят о так называемом ветхозаветном принципе «сеяния и жатвы». Что посеял, то и пожнешь, часто слышим мы сегодня. Как верна эта формула, ведь, сколько ты вложил в какое-то дело, столько ты получишь в ответ. Она распространяется на все сферы жизни.
У казахов есть пословица «берген алар, еккен жинар» (получит лишь тот, кто дает, лишь тот, кто посеял пожнет). А вот подобная пословица «еңбегіне қарай өнбег» (каковы труды, таковы и плоды). Наши предки четко понимали, что ничего просто так не дается. Более того, они также говорили: «еңбексіз тапқан мал есепсіз кетер» (что легко наживается, то быстро проживается). На самом деле ведь то, что получено просто - ценится меньше, чем то, на что затрачены большие усилия. Все эти пословицы подтверждают мистику притяжения богатства и успеха, которые, в принципе являются результатом знаний и труда, то есть, созданы самим человеком, а не какими-то третьими силами.
Отдельную тему у народа занимает вопрос окружения. Есть такое выражение «паршивое козлище всю овчару портит». Казахи же по этому поводу говорят «жақсыға сұқтан, жаманнан сақтан» (к хорошему поближе, от плохого подальше), а также «сұмырай келсе, су құриды» (когда презренный в дом проходит, даже вода из дома уходит). В основе этих мыслей лежит двойной смысл. Во-первых, человек, пораженный пессимизмом, не верящий в благие вещи, может погубить все начинания коллектива, пусть даже самые нужные. Во-вторых, окружать себя необходимо лучшими из лучших, только так возможно развитие. Об этом также говорят, что окружение - вытаскивает.
Как видно, мысли народа имеют под собой невероятную мощь, мудрость и призыв к действиям.
Все что нам нужно - это прекратить быть пасующей нацией. Инициатива больше не наказуема. Наоборот, отсутствие инициативы наказуемо: низким уровнем жизни, бедностью, наконец.
У нас великое прошлое, великие предки, великое наследие и примеров можно привести много. У нас это в генах, просто где-то глубоко.
Колонки Евгения Кочетова лягут в основу книги «Экономика казахстанца», которую автор планирует издать в ближайшее время.