По бОльшей части выступать на заседании пришлось вице-министру финансов Лене Кармазиной. Она с первой секунды выступления предупредила депутатов: в этом году положение с финансами не такое как обычно, и к рассмотрению каждого тенге необходимо подходить не торопясь и осторожно. Ситуация в экономике меняется даже не ежедневно, а ежечасно. Поэтому министерство национальной экономики в срочном порядке пересматривает социально-экономический прогноз развития страны, а Минфин – готовит данные по уточнению параметров бюджета.
«Я сейчас опоздала, потому что мы премьеру готовили данные по уточнению бюджета и вообще в связи с изменениями курса тенге к доллару, - призналась Кармазина и сообщила: «Инфляция за один месяц выросла на 5,2%. И ситуация очень тревожная. Предварительно могу сказать, что изменения макропоказателей текущего года, естественно, отразится на следующей трехлетке. И самое главное, нас настораживает вопрос значительного изменения параметров – это корректировка курса тенге и уровень инфляции. Многие думают, что корректировка курса окажет положительное влияние. Плюсы есть, но минусов больше».
Проект нового республиканского бюджета на 2016-2018 годы был внесен в парламент в сентябре, когда курс тенге ушел в свободное плавание. Председатель комитета мажилиса по финансам и бюджету Гульжана Карагусова признала, что с бывшим председателем Национального банка Кайратом Келимбетовым была достигнута договоренность, что в бюджете заложен курс доллара на уровне 270-275 тенге. Что будет в связи с последними изменениями – неизвестно. Поэтому и что делать с новым бюджетом – тоже не совсем понятно.
«Есть только два выхода - или отзывать бюджета (на что уже нет времени, потому что 1 декабря он уже должен быть подписан главой государства), или второй вариант - все основные параметры через сравнительную таблицу должны менять в мажилисе…. Если концепция меняется, то мы не можем поддержать закон, когда он вернется», - признала Карагусова.
О том, что экономическая ситуация стала сложной в стенах парламента заговорили впервые. Стоит отметить, что на данное заседание рабочей группы даже журналистов не приглашали. И депутаты, и аппарат палаты удивились, увидев представителей СМИ в зале. Правда, как иногда это бывает, на этот раз помещение покинуть не просили, лишь молча принесли стулья. Председатель комитета тоже заявила, что смягчать ситуацию не будет. Корректировки курса не хватает, резервы правительства тоже выглядят не самым лучшим образом. Найти бы деньги на поддержание отечественной экономики.
«Сначала мы думали - да, корректировка даст дополнительные деньги, но эта же корректировка курса даёт дополнительные затраты… Как только начнет расти инфляция, тут же полетят все социальные обязательства. Значит, нужно будет так, как президент сказал: свои социальные обязательства выполнить. Будет порушено всё, кроме социальных обязательств. Ситуация не просто непростая, не просто сложная, а ситуация действительно очень трудная», - признала она.
Учитывая сложность ситуации, продолжила Карагусова, говорить об увеличении доходной части сегодня не приходится. Какие-то программы будут пересматриваться внутри отраслей, но о дополнительных средствах можно не думать. Соответственно, и депутатам придется забыть обо всех внесенных поправках.
«Таблицы этой не будет (сравнительная таблица с поправками депутатов). Мы понимающие граждане. Может быть, будет другая таблица, которая будет исходить из тех параметров, которые есть, но которые не утверждены и не согласованы ни с премьер-министром, ни с главой государства. Потому что параметры меняются. Эту таблицу мы будем обязаны снять, как и в прошлом году все свои предложения. Некоторые, может быть, будут рассмотрены в рамках перераспределения. Вот только два пути», - предупредила глава комитета.
Коллегу депутаты не услышали. Потому что тут же посыпался шквал вопросов парламентариев по строительству различных объектов, программам и другим предложениям, вошедшим в таблицу, которой, по сути, больше нет.
«Плохо, что мы не всегда друг друга слышим, - после получаса дискуссий заявила Карагусова. - Президент жестко сказал: социальные расходы и вся социалка не сокращается. Все программы по социалке, которые были заявлены, продолжают работать».
При этом депутат постаралась приободрить коллег, что кризис не будет затяжным - никаких 3-4 лет, два – максимум.
«Это системный кризис, а не экономический. Этот системный кризис он уже дошел (до пика – V.), он все равно будет разрешен. Максимум два года. В противном случае два выхода: или они это разрешают, или будет война и никого не будет. Все. На это никто не пойдет. Потому что те, кто к этому стремятся, они понимают: выигравших в этой войне не будет. Поэтому им придется сворачивать и менять эту систему», - сказала депутат, не став раскрывать мысль о том, кто и с кем не готов воевать.
В этой связи Карагусова просто призвала жить коллег жить по средствам и мыслить рационально заверив, что «праздновать будем через пять лет снова, а, может быть, намного раньше. «Не упадем», - заключила она.