В конце 2023 года министерство торговли и интеграции Казахстана заявило, что со второй половины 2024 года правительство начнет поэтапный отказ от предельных цен на социально-значимые продовольственные товары (СЗПТ). Полностью они перестанут действовать в первой половине 2025 года.
Государство в течение многих лет регулирует цены на товарном рынке в целях социальной поддержки. Однако в ответ на запрос Власти в министерстве сельского хозяйства в очередной раз заявили, что из-за предельных цен производители долгое время продавали свою продукцию ниже себестоимости. В результате они недополучали прибыль и не могли инвестировать ее в развитие производств.
После решения Минторговли цены на социально-значимые продтовары вырастут до уровня себестоимости — примерно на 30%. При этом государство продолжит регулировать надбавки на эти товары со стороны продавцов, которые не должны превышать 15%.
Опрошенные Властью эксперты ожидают существенного ухудшения материального положения граждан, особенно социально уязвимых групп. Прежде всего потому, что зарплаты вряд ли будут повышаться пропорционально росту цен.
Не выиграют от этого и производители, поскольку им придется нести дополнительную налоговую нагрузку по НДС, а также отвечать на запросы работников о повышении заработных плат.
Как видит ситуацию государство
В приказе, законодательно закрепляющем решение, Минторговли опирается на задачу президента, поставленную им в 2022 году. Она касается отказа от вмешательства государства в ценообразование, которое, по словам Касым-Жомарта Токаева, приводит лишь к дефициту товаров и росту зависимости от импорта.
Этот инструмент стал особенно активно использоваться в период пандемии, когда карантинные ограничения нарушили работу цепочек производства и подстегнули рост цен на товары и услуги.
Предельные цены на социально-значимые продтовары в Казахстане вводят местные власти, когда фиксируют значительный, в коридоре 15-30%, рост розничных цен в течение 30 дней.
Помимо определения допустимого уровня цен и ограничения торговых надбавок государственные органы заключают двусторонние соглашения с поставщиками, проводят товарные интервенции через социальные предпринимательские корпорации и «Продкорпорацию», а также ограничивают вывоз сельхозпродукции.
Список социально-значимых продтоваров включает 19 позиций: муку, хлеб, рожки, гречку, рис, сахар, соль, капусту, картошку, морковь, лук, говядину, куриное мясо, кефир (2,5% в мягкой упаковке), молоко в мягкой упаковке, сливочное масло (несоленое, не менее 72,5% жирности), творог (5-9% жирности), подсолнечное масло и куриные яйца (1 категория).
Экономист Куат Акижанов уверен, что отказ от предельных цен будет большим ударом как по материальному благополучию граждан, так и по социальной политике государства. Прежде всего потому, что большая часть населения зарабатывает лишь около 150 тыс. тенге и большую часть этих денег тратит на продукты питания.
В ответ на запрос Власти в Минторговли объяснили, что механизм предельных цен показал свою неэффективность, поскольку все это время не стабилизировал цены, а лишь создавал риск дефицита продукции и напряжения среди бизнеса и населения.
«Бизнес-сообщество [жаловалось] на снижение инвестиционной привлекательности, стагнацию отечественного производства, импортозамещение более дешевой и некачественной продукцией. Это создавало неконкурентные условия для местных товаропроизводителей и увеличивало жалобы со стороны потребителей».
При этом субсидии, которые ежегодно получают эти производители, кардинально не улучшили их положение. В 2023 году, по данным Агентства по защите и развитию конкуренции (АЗРК), им выделили порядка 260 млрд тенге — более половины всего объема субсидий агросектору (в 492,8 млрд тенге). Эти деньги пошли на удешевление продукции, форвардный закуп товаров и льготное кредитование торговых сетей.
Как сообщили в Минсельхозе, с отказом от предельных цен объем субсидий не уменьшится. В противном случае отечественные сельхозпроизводители окажутся в неравных конкурентных условиях на внутреннем и внешнем рынках, а их отрасль потеряет инвестиционную привлекательность.
В АЗРК также добавили, что механизм предельных цен увеличил число посреднических схем на социальных рынках. Будучи безадресным способом поддержки населения, он не справился со своей задачей. Гораздо больше пользы потребителям, как считают в ведомстве, может принести адресная социальная помощь.
Ухудшится ли положение граждан?
Главный аналитик Halyk Finance Санжар Калдаров замечает, что перевод цен на «рыночные рельсы» — всегда болезненный, но необходимый процесс для повышения эффективности производства и долгосрочного роста экономики. А смягчить его можно дополнительными объемами адресной социальной помощи.
Однако другие эксперты сомневаются, что это позволит компенсировать все негативные эффекты отказа от предельных цен. Прежде всего для людей с доходами на уровне прожиточного минимума и ниже.
В качестве примера экономист Мурат Абдрахманов взял цены на хлеб. Сейчас он входит в социальный стандарт минимального прожиточного минимума по 78 тенге. После повышения цена может составить от 200 тенге и выше. Но социальный стандарт по-прежнему может включать цену в 78 тенге. И эти искажения могут быть заложены в расчет зарплат и социальных пособий.
При этом Калдаров не видит причин, по которым повышение цен на социально-значимые продукты существенным образом скажется на инфляции.
«В категорию СЗПТ входят 19 продовольственных товаров, а для расчета индекса потребительских цен используются более 500 наименований товаров и услуг. Давление на инфляцию хоть и будет, но довольно ограниченным».
Абдрахманов же считает, что влияние отказа от предельных цен на инфляцию будет ощутимым. Для примера он взял общий показатель совокупного спроса на продукты питания в Казахстане, который сегодня составляет порядка 15 трлн тенге.
«Сейчас речь идет о росте цен на 30% и выше. Появление в финансовой системе более 20% от существующей денежной массы неизбежно ведет к инфляции минимум в 7%. А с учетом [потенциального] каскада неплатежей — даже выше».
Акижанов подчеркивает, что инфляцию в Казахстане трудно прогнозировать. Причины инфляции в Казахстане имеют не монетарный характер. Хотя десятилетиями Национальный банк “борется” с ней монетарными методами, держа высокой базовую ставку. Инфляция зависит от стоимости импортируемых товаров и состояния тенге. Но и не только.
«Предприниматели могут всегда, даже без наличия веских оснований, поднять цены на свои товары и услуги, когда им это нужно. Поэтому они получают огромные прибыли».
При этом темпы роста зарплат вряд ли догонят цены, говорят Акижанов и Абдрахманов. Во многом потому, что основной потенциал их роста был реализован еще в прошлом году.
Калдаров также указал на структурное ограничение низкой производительности труда, которая стагнирует по меньшей мере на протяжении последних 10 лет.
«Низкая производительность труда не дает заработным платам качественно вырасти и стимулировать потребительский спрос, и потому не способствует росту внутреннего производства и доходов».
Каков выход?
Абдрахманов объяснил, что отказ от предельных цен на социально-значимые товары не увеличит прибыль производителей, как того ожидают сами предприниматели и государство.
«После повышения цен предприниматели столкнутся с необходимостью уплаты 12% НДС с их оборота. При росте цен на 30% у них появится дополнительная прибыль в 2-5% от объема их производства. То есть около 2 млн. тенге на одно хозяйство. Этих денег не хватит на закупку нового оборудования, поскольку фермеры у нас закредитованы. А еще им, как и всем, нужно будет поднимать зарплаты минимум на 25%».
Результатом отказа от предельных цен, по словам Абдрахманова, окажется лишь инфляция и рост налогового бремени. Но само по себе это решение свидетельствует или об отсутствии денег в бюджете, или о малом количестве сельхозпредприятий в отрасли.
Акижанов полагает, что понятие рентабельности — всегда искусственное, поскольку определяется исключительно привлекательным для бизнеса процентами прибыли, а не социальными соображениями. Но даже при повышении рентабельности предприниматели не обязательно будут вкладывать деньги в производства.
«У них всегда есть неуверенность относительно того, что в стране есть платежеспособный спрос. А у нас действительно очень низкое потребление товаров и услуг, страшно низкое. Нам только кажется, что в городах много потребляют».
Выход из сложившейся ситуации Абдрахманов видит в комплексной реформе ценообразования с отменой всех льгот и преференций отечественным производителям. Вместе с тем государству необходимо начать облагать производителей налогами, сборами и обязательными платежами не весь полученный предприятиями и физлицами доход, а только чистую прибыль.
Казахстану нельзя обойтись без регулирования цен, убежден Акижанов. К этой политике, по его словам, прибегает множество разных стран, включая Великобританию, о которой часто говорят как о несклонной к таким мерам стране.
«Государство, как показал Кейнс, также должно обеспечивать платежеспособный спрос. Дело не в том, чтобы иметь богатых бизнесменов, а в том, чтобы население получало достойные зарплаты и тратило их. Сколько может потратить один богатый человек? У него есть лимит потребностей, поэтому он потратит меньше, чем множество людей».
В подготовке материала принимал участие Ильяс Бейсенбай