Как заявила секретарь комитета по законодательству и судебно-правовой реформе мажилиса парламента Светлана Бычкова, «не вполне однозначно» отражена концепция законопроекта «О пробации», в нем также «имеются внутренние противоречия».
«Главный вопрос по определению досудебного доклада, данному в законопроекте разработчиком. В нем имеются фрагменты, индивидуализирующие личность. Само название говорит о том, что доклад готовится для суда. В таком случае, возникает вопрос о том, что он нужен, и для социальной помощи, и для индивидуализации личности в суде. Особенно эта проблема актуальна в отношении несовершеннолетних», - пояснила Бычкова.
О правовом статусе досудебного доклада высказался и ее коллега Бахытжан Адбраимов.
«Возьмем, к примеру, досудебный доклад. Что он представляет собой? Это информация суду о личностных особенностях подозреваемых, выполнение мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой, следование рекомендациям службы пробации и принятие ее помощи. Следовательно, эта информация имеет для суда основополагающее значение на основе которого суд должен вынести решение – лишать человека свободы или нет. В связи с этим закономерно, что статус досудебного доклада, давайте мы его назовем «социальным докладом», в любом случае, (его статус) нужно повышать. Повышать путем закрепления его в законопроекте и закрепления его в Уголовно-процессуальном-кодексе», - предложил маилисмен.
По его мнению, «социальный доклад», который решает судьбу человека, должен быть процессуальным документом.
«В связи с этим возникает второй вопрос – вопрос об ответственности лиц, которые составляют этот доклад. Я недаром задал вопрос о том, что надо усиливать ответственность служб пробации, поскольку они являются главными составителями судебного доклада. И эта ответственность, как раз-таки позволит видеть объективный и независимый доклад», - уверен Абдраимов.
В целом, как рассказал министр внутренних дел Калмуханбет Касымов, законопроект «О пробации» позволит создать в стране систему, при которой гражданин, попавший в орбиту уголовного правосудия и подпадающий под пробацию, будет получать от государства «всестороннюю социально-правовую помощь», что «будет способствовать тому, чтобы не допустить совершение им повторных преступлений».
В данный момент в стране уже создана служба пробации – приговорная, которая применяется в отношении осужденных, наказание которых не связано с лишением свободы и постпенитенциарная. Новым же документом вводится еще два новых вида - досудебная и пенитенциарная.
«Досудебная заключается в оказании подозреваемому социально-правовой помощи, направленной на коррекцию его поведения, предупреждения совершения им новых уголовных правонарушений. Эта модель пробации будет применяться в отношении подозреваемых, несовершеннолетних, женщин пенсионного возраста, беременных и имеющих малолетних детей в возрасте до 3 лет, инвалидов, мужчин пенсионного возраста, воспитывающих в одиночку малолетних детей до 3 лет», - пояснил Касымов.
А пенитенциарная пробация заключается в проведении непосредственно в колонии мероприятий по ресоциализации осужденного для подготовки его к жизни на свободе за один год до окончания срока отбытия наказания.
«Это предусматривает разработку службой пробации совместно с администрацией учреждения индивидуальной программы по подготовке осужденного к освобождению, для его последующей адаптации и возвращения к обществу», - добавил глава МВД.
Кроме того, депутаты в первом чтении одобрили проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам пробации», которым вносится ряд поправок в Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы, а также в Закон «Об органах внутренних дел».