«Если вы поддержите этот закон, то я хочу представить, какую картину мы в конечном итоге будем иметь. Амнистия распространится на 4 группы. Первое - те, кто выйдут из колонии, их 1500 человек. Больше не будет. Это максимум. Они - осужденные за нетяжкие преступления. Среди них есть и социально-уязвимые, но эти 1500 полную свободу не получат – 80 процентам из них назначат другое наказание, не связанное с лишением свободы, и они будут под постоянным контролем служб пробации», - заверил депутатов генеральный прокурор Жакип Асанов.
Вторая группа, 11 тысяч человек – это те люди, которые отбывают наказание, не находясь в колонии.
«Это ограничение свободы, это исправительные работы, штрафы, то есть они сегодня фактически находятся дома, и мы их предлагаем освободить от этого наказания», - перечислил генеральный прокурор.
«Третья группа, - продолжил он, - это те, кто осужден за тяжкие и особо тяжкие преступления. Им мы предлагаем только одно - сократить не отбытый срок либо наполовину, либо на четверть, либо на одну пятую часть. Если социально-уязвимый и его преступление тяжкое, то наполовину, если особо тяжкое, то на 1/5 часть. Кто они такие социально-уязвимые - это несовершеннолетние, беременные женщины, женщины, имеющие несовершеннолетних детей или детей-инвалидов, инвалиды всех групп, женщины, которым 50 лет либо старше, мужчины, которым 60 лет и старше, участники войны и так далее».
При этом Асанов пояснил: «Если же кто-то отбывает тяжкое деяние, но ущерб погасил, то его не отбытый срок предлагаем сократить на четверть. Хочу привести пример, вот кому-то дали 10 лет, он отсидел 2 года, осталось 8, ущерб погасил. Так вот из этих 8 лет, если применят амнистию, если на него распространяется амнистия, а там очень много оговорок, то из этих 8 лет, ему сократят 2 и ему остается отсидеть дальше 6 лет. Примерно такая формула».
По мнению генерального прокурора, амнистия – это хороший стимул для того, чтобы осужденные стали возмещать ущерб.
«У нас сегодня в колониях сидят 3 тысячи осужденных, которые имеют долг перед потерпевшими, перед государством – 70 млрд тенге», - привел он цифры.
Есть еще одна группа, рассказал Асанов, это те, кто находится под следствием, либо их дело находится в суде. Они подпадут под амнистию, если их деяние является уголовным проступком, либо преступлением небольшой тяжести.
«То есть в отношении них дела будут прекращены. Естественно, если на это они сами дадут согласие, потому что дело прекращается по не реабилитирующим основаниям. Плюс к ним еще есть социально-уязвимые, которые совершили преступления небольшой тяжести. В общей сложности таких людей 2 300. В целом, амнистия может, я подчеркиваю, затронуть, около 28 тысяч человек, но лишь 1,5 тысячи из них выйдут реально из колонии. При этом я еще раз повторяю, из этих 1,5 тысяч 80% будут под контролем служб пробации. Остальным либо сократят сроки, если погасят ущерб, либо прекратят дело. Если они дадут согласие на прекращение по такому основанию», - заверил генпрокурор.
Он также заверил, что ни один заключенный не выйдет из колонии, если он отбывает наказание за тяжкое или особо тяжкое преступление.
«Еще один волнующий всех вопрос, на кого эта амнистия не распространяется. Это террористы, экстремисты, педофилы, убийцы, наркосбытчики, осужденные за изнасилование, за пытки, рецидивисты, лишенные свободы пожизненно, совершившие (преступление) в преступных группах и так далее. У нас в законе приводится список 113 статей, по которым ни в коей мере суды и органы, ведущие процесс, применять не будут амнистию», - заключил Асанов.