«Мы должны продолжить работу в полном взаимопонимании. Мы сейчас на завершающем этапе подготовки, потом будет проходить само ЭКСПО. Наше с вами сотрудничество и дальше будет продолжаться. И чтобы все мы в таком составе, в таком хорошем зале с вами встречались, а не где-нибудь … в другом месте. Хорошо?», - сказал Есимов, обращаясь к подрядчикам.
Глава нацкомпании напомнил, что год назад здесь подписали соглашение о сотрудничестве с агентством по делам государственной службы и противодействию коррупции, которое было «очень своевременным» из-за ареста бывшего председателя ЭКСПО Талгата Ермегияева.
«Шел судебный процесс, многие сотрудники приглашались для показаний, практически все рабочее время проводили в суде. Все это негативно влияло на темпы работ и моральный климат. И подписание нашего совместного соглашения стало очень важным по ряду причин», - отметил Есимов.
«После той ситуации мы не имели права допустить новые нарушения закона, допустить новые скандалы, так как это бы могло весьма негативно отразиться на нашем проекте», - подчеркнул он.
Кроме того, по его словам, после подписания соглашения генподрядчики проекта значительно повысили свою ответственность и стали «более четко и строго выполнять обязательства».
В результате, значительно поднялась внутренняя дисциплина, во все заключаемые контракты были включены антикоррупционные требования, что «позволило минимизировать риски при подписании таких договоров и достичь хороших результатов».
Вместе с тем, признал Есимов, до сих пор имеются недостатки. Например, не все отечественные товаропроизводители добросовестно исполняют взятые обязательства, передавая объемы работ нескольким субподрядчикам. В итоге конечными исполнителями работ становятся так называемые «черные бригады», где расчет осуществляется наличными средствами, соответственно, без выплаты налогов и других платежей.
«Это приводит к снижению качества выполняемых работ и нарушениям сроков исполнения обязательств. Более того, это приводит к несвоевременным взаиморасчетам, задержкам выплаты заработной платы работникам, вызывая социальное напряжение. И это при том, что нацкомпания со своей стороны авансовую оплату производит всегда в срок и в полном объеме. Не было ни одного случая, чтобы мы задерживали с оплатой, но, передавая субподрядчикам, иногда такие случаи были и до сих пор к нам поступают жалобы, что рабочие не получают зарплату, хотя нацкомпания никакого отношения к этому не имеет», - пожаловался глава ЭКСПО.
Кроме того, на территории осуществляется несколько инвестиционных проектов, в частности, строительство многоквартирных жилых комплексов.
«В основном, работы ведутся, объекты вводятся в эксплуатацию, - сказал Есимов, тут же обозначив проблему: - Вместе с тем, по одному из них имеются серьезные замечания. Это объект компании «Expolis». Много обращений и жалоб от дольщиков поступают и в вышестоящие органы и к нам. Все они связаны со сроками реализации проекта. Мы ведем мониторинг, неоднократно рассматривали на совещаниях, проводили беседу с руководителями компании, однако результатов ощутимых мы пока не видим. Здесь присутствуют представители компании, и я хочу обратить их внимание на эту проблему. Либо вы принимаете срочные меры по устранению замечаний и завершению работ до начала выставки, либо мы будем вынуждены принять кардинальные и жесткие меры», - заявил он.
В целом, по словам Есимова, подписанное соглашение стало «реальным механизмом в работе».
«Были предприняты меры, направленные на ужесточение ценообразования товаров, работ и услуг, что позволило достичь экономии только на строительстве объектов ЭКСПО, не включая операционную деятельность, на 302 млрд. тенге от утвержденного ТЭО», - проинформировал он.
«Этому также способствовало получение с ноября прошлого года проектно-сметных документаций, - продолжил Есимов. - До этого строительство осуществлялось без них, что в значительной мере создавало коррупционные риски. Хочу привести некоторые примеры. Так, предварительная стоимость строительства главного объекта нашей выставки «Нұр Әлем», включая внутреннее наполнение и контент, составляла 214 млрд тенге. нам удалось снизить до 140 млрд тенге, или на 74 млрд тенге. Подрядчиком строительства гостиницы были внесены расчеты на 57 млрд тенге, фактически строительство обойдется в 36 млрд тенге, при этом, 10 млрд будут финансироваться на основе государственно-частного партнерства. То есть, расходы бюджета составят 26 млрд тенге, или на 31 млрд меньше».
В свою очередь Кожамжаров признал прозрачной деятельность работы нынешнего руководства нацкомпании.
«Я думаю, что ту миссию, которую перед нами ставил глава государства, ожидания нашего общества, оправдались. С нашей стороны хочу заверить, что мы также будем продолжать эту работу. Хочу поблагодарить за содействие наших коллег и заверить, что, я думаю, что все принимаемые меры приведут к тому, что мы избежим всяких недоразумений в плане соблюдения законности. Я рад этому», - заключил глава антикоррупционного ведомства.