Напомним, что это соглашение Мэй согласовала с Брюсселем в ноябре, но не смогла заручиться поддержкой депутатов в палате общин, чтобы утвердить документ. По итогам голосования против выступили 432 законодателя, за – 202. Провал в голосовании спровоцировал рассмотрение в парламенте вопроса о недоверии правительству Мэй. 16 января 325 депутатов проголосовали за то, чтобы правительство продолжило работать, после чего премьер начала серию консультаций с однопартийцами и оппозицией по поводу будущих отношений с ЕС.
В своем обращении к депутатам парламента, анонсируя дальнейшие шаги правительства, Тереза Мэй уточнила, что не собирается ни продлевать окно переговоров с ЕС, которое истекает 29 марта, ни проводить второй референдум о выходе из Евросоюза. При этом она назвала три принципа, которыми намерена руководствоваться при пересмотре соглашения. В частности, она призвала проявить больше внимания к предложениям от других партий, пообещала удовлетворить просьбу членов оппозиционной Лейбористской партии по предоставлению гарантии соблюдения прав работающих в Великобритании граждан после Brexit и не допустить ухудшения условий их работы после выхода из ЕС и общеевропейских норм, а также указала на возможность преодолеть беспокойство соратников по правящей Консервативной партии и представителей Демократической юнионисткой партии (ДЮП) Северной Ирландии относительно механизма backstop. Он обязывает Великобританию следовать некоторым регламентам Союза после Brexit. Механизм будет активирован в том случае, если Великобритания и ЕС не смогут достичь соглашения, позволяющего избежать появления физической границы между Республикой Ирландия (член ЕС) и Северной Ирландией (часть Соединенного Королевства).
Мэй обозначила два недостатка backstop. Первый: отсутствие временных рамок сроков действия механизма и невозможность страны выйти из него без согласия ЕС. Вторая проблема – требования, которые активация backstop накладывает на Северную Ирландию. Речь идет, в частности, о необходимости Белфасту следовать регламентам ЕС. Премьер пообещала выслушать беспокойства законодателей ДЮП и консерваторов и вернуться к переговорам с Евросоюзом.
Между тем Конфедерация британской промышленности (CBI), представляющая 190 тыс. компаний в Королевстве, отмечает, что в британском парламенте все еще нет понимания того, как должен быть реализован Brexit, и это создает неопределенность для бизнеса. В CBI призвали Мэй гарантировать, что Великобритания не покинет ЕС без согласования предварительной сделки с Брюсселем.
В свою очередь в Евросоюзе желание Терезы Мэй вернуться к столу переговоров восприняли неоднозначно. Министр иностранных дел Польши Яцек Чапутович предложил ограничить срок действия механизма backstop двумя годами, но в Брюсселе к компромиссам по вопросу ирландской границы не готовы. Как заявил главный переговорщик по Brexit от Еврокомиссии Мишель Барнье, согласованная в ноябре сделка о выходе Британии из ЕС – лучшее, что может предложить Союз. В то же время он сообщил о готовности к дискуссиям по так называемой политической декларации – документу о том, на каких условиях Лондон и Брюссель будут сотрудничать после Brexit.