«Сегодня министерство образования и науки РК дало предложения (передать колледжи в доверительное управление – V), это мы поддерживаем. В этом вопросе есть заинтересованность бизнеса и вузов, крупные компании – лидеры нашей экономики могут взять под доверительное управление порядка 150 колледжей, среди них «СарыаркаАвтоПром» и другие. Университеты готовы взять под управление около 50 колледжей, среди них Евразийский национальный университет, Восточно-Казахстанский государственно-технический университет, Костанайский государственный университет», - сказал Мамин на заседании правительства.
По его словам, нужно поддерживать инициативы и выработать четкие механизмы партнерства. В этой связи премьер поручил министерству образования и науки совместно с национальной палатой предпринимателей «Атамекен» создать проектный офис.
«Второе: необходимо усилить работу по внедрению и расширению дуального обучения, предприятиям нужно создавать центры на базе колледжей. Это приблизит работу колледжей к потребностям работодателей и даст гарантию трудоустройства выпускникам», - отметил Мамин.
Он привел в пример «успешный опыт» создания таких центров корпорации «Казахмыс» в технологическом колледже горного дела в Сатпаеве и политическом колледже в Балхаше, а также опыт Германии, Австрии, Голландии и Швейцарии, где активно используется дуальная модель партнерства и подготовка кадров до 80% финансируется за счет средств работодателей, и Сингапура – там, по словам премьер-министра, на базе колледжей осуществляется производство промышленной продукции товаров.
Также Мамин поручил министерству труда и социальной защиты населения и другим госорганам до конца года завершить разработку 480 профессиональных стандартов, а также внести предложения по законодательному регулированию процессов и профессиональных квалификаций.
«Большую роль в будущих компетенциях играет народный проект World skills, это отличный опыт соревновательной деятельности среди молодежи разных стран, поэтому в регионах нужно создавать условия для участия в этом движении. Хочу отметить еще один момент, развитие компетенции и навыка детей можно осуществлять через внешкольные организации. Считаю, что надо такой опыт использовать и внедрять в отечественные программы», - также сказал премьер-министр.
В целом, по его словам, «необходимо всем заинтересованным госорганам в месячный срок разработать дорожную карту министерству образования».
«Она должна предусматривать меры по прогнозированию потребностей кадров, модернизацию колледжей и образовательных программ, совершенствованию формирования государственно-образовательного заказа», - подчеркнул он.
Ранее глава МОН заявляла, что 174 казахстанских колледжа или 36% являются нерентабельными. В связи с этим ведомство предлагает в рамках ГЧП передать колледжи в доверительное управление крупным предприятиям. Для этого планируется создать проектный офис при НПП «Атамекен», определить перечень потенциальных компаний и колледжей для передачи, изменить организационно-правовую форму колледжей при передаче в доверительное управление и увеличить размер госзаказа с учетом амортизационных выплат по переданным в доверительное управление объектам образования.