«Вчера вечером мне звонил прокурор Бостандыкского района, представившийся Бауржаном Молдажан. Он звал на беседу, я спросила, на каком основании, а он ответил, что в сети ходит информация о митингах 16 декабря. Сегодня с утра начались непонятные звонки с разных номеров. Утром я уже была в офисе, когда постучался человек в костюме с барсеткой. Я работаю в общественном фонде Urban Forum Kazakhstan, он начал спрашивать, наш ли это офис и работает ли в нем Маншук Хасенова. Я сказала, что такую не знаю, и она не работает у нас», - рассказала Дильда Рамазан Vласти.

По ее словам, «он ушел, но через пять минут снова постучался и представился сотрудником прокуратуры Медеуского района».

«Он попросил меня выйти, но моя коллега сказала ему разговаривать при всех в офисе. Они принесли разъяснения о том, что ходит информация о митинге и есть уголовная ответственность по 400 статье и административная – по 448 статье. Я не стала подписывать разъяснения, мне не разрешили сфотографировать бумагу, дали только ознакомиться. Один из сотрудников вел скрытую съемку, я заметила и попросила убрать камеру. После беседы они ушли», - сообщила Рамазан Vласти.

Жанель Ахметовой также звонили с прокуратуры Бостандыкского района и приглашали на беседу, при этом отказываясь присылать повестку. Активистка отказалась, после чего сотрудники прокуроры провели разъяснительную беседу в офисе, где работает девушка: «Они начали образно объяснять, что есть информация о том, что 16 числа будет митинг, и вручили бумажку от прокуратуры, там стояла его подпись, и было написано, что выходить запрещено. Я сказала, что по Конституции мы имеем право выходить, он со мной соглашался и без конца отвечал: «Ну вы же понимаете, мы прокуратура, мы за это отвечаем». Он попросил подписать эту бумажку, но я не подписала. Он сказал, что надеется, что 16-го меня не увидит. Это все было очень вежливо, но все равно, когда к тебе приходят из органов – это стресс. Угроз как таковых не было, но он сказал, что 16 числа стянут все органы, будет очень много служб и лучше никуда не ходить».

Бауржан Сабит не ответил на звонки прокурора Бостандыкского района, а также отказался открывать дверь сотрудникам прокуратуры, когда они пришли к нему домой. Активист также рассказал, что через несколько недель после митинга, проведенного движением «Oyan, Qazaqstan!» 9 ноября, хозяину квартиры сказали, что в квартире активиста находится экстремистская литература, и попросили выдать дубликат ключей.

Во вторник «Радио Азаттык» также сообщило об аресте нескольких активистов в столице перед возможными митингами.

«Гульмиру Халыкову и Галию Тамабаеву на 10 суток каждую и еще одного – Марата Мусабаева на 15 суток», - пишет издание со ссылкой на местных активистов.

По информации «Азаттыка», всем троим вменили нарушение порядка организации и проведения мирных собраний. Халыкова и Тамабаева в конце ноября находились на месте проведения акции протеста у представительства ЕС. Участники акции призывали европейских депутатов добиваться от казахстанских властей соблюдения прав человека.

Также в Алматы на площади Республики, был задержан активист Асхат Жексебаев, там он проводил одиночный пикет. Об этом со ссылкой на очевидцев сообщил правозащитник Ерлан Калиев. По его словам, активиста «прямо на месте завели в опорный пункт полиции» и оформили на него административный протокол. В данный момент активиста везут в административный суд.

Ранее движение «Oyan, Qazaqstan!» объявило о намерении 16 декабря выйти на площадь Республики в Алматы с требованием прекратить репрессии по отношению к гражданам Казахстана. На этот же день были анонсированы митинги движения ДВК, запрещенного в Казахстане.

Сегодня глава государства Касым-Жомарт Токаев в ходе церемонии закрытия года молодежи сообщил, что государство не будет препятствовать выражению гражданской позиции молодежи.

«Радует, что молодежь Казахстана имеет четкую гражданскую позицию по основным вопросам развития государства, открыто ее выражает. Никаких препятствий выражению позиций молодежи по тем или иным актуальным вопросам нашей государственной и общественной жизни никогда не будет. Я считаю, это правильный подход. Мы будем всегда прислушиваться к нашим молодым соотечественникам», - заявил Токаев.