С февраля 2014, когда случилась первая девальвация тенге, и до ноября 2015, когда стоимость 1 доллара превысила 300 тенге, турфирмы Казахстана потеряли больше половины своих клиентов. Такие данные приводит директор Казахстанской туристской ассоциации Рашида Шайкенова.
«Падение спроса на туристские услуги началось ещё в период первой девальвации, а осенняя девальвация абсолютно дорисовала картину и сегодня участники рынка говорят о падении спроса на 60-70 процентов», - говорит Шайкенова.
Тем не менее, казахстанцы продолжают бронировать заграничные туры, хотя действуют теперь осторожно, стараясь не заказывать поездки заранее. Об этом говорят владельцы и сотрудники туристических фирм Алматы.
«Интенсивность, конечно, гораздо меньше, чувствуется недоверие, - рассказывает директор турфирмы «Клуб путешественников» Айгуль Таукелева. - Если покупают, то стараются брать на какие-то ближайшие даты. Сравнивая с предыдущими годами нашей работы, можно отметить, что многие туры на новогодний период были заняты уже в ноябре, а сейчас свободно, всё спокойно».
Перечень популярных направлений для новогоднего отдыха остался прежним - Таиланд, Шри-Ланка, Эмираты. Определённую привлекательность для потенциальных туристов представляют горящие туры и скидки на предварительное бронирование отелей, но пока что люди относятся к этому очень осторожно, поскольку стоимость отелей и авиаперелёт привязаны к доллару, курс которого по отношению к тенге по-прежнему нестабилен.
«Скидки для казахстанцев предусмотрены - примерно 50% на раннее бронирование. Но при расчёте тура, естественно, всё конвертируется по курсу Нацбанка непосредственно на день расчёта. Сейчас есть туры на Шри-Ланку и Таиланд где-то от 400-500 долларов на человека. В соответствии с курсом на сегодняшний день, это примерно 124 тысячи тенге, - говорит представитель турфирмы «Rich Travel» Екатерина Адашевская. - Авиакомпании тоже конвертируют все тарифы в валюту - когда при бронировании фиксируется тариф, он может измениться в соответствии с курсом. Например, если вы забронировали тариф за 70 тысяч тенге, курс поменялся и при выписке вы должны заплатить 72 тысячи тенге».
Выходов из ситуации у туристических фирм не слишком много, однако, принимать серьёзные решения нужно уже сейчас. Одно из основных направлений - привлечение в Казахстан иностранных туристов.
«Наверное, сегодня можно говорить о том, что туристический рынок должен немедленно перестроиться и начать «продавать» Казахстан, - убеждена Рашида Шайкенова. - Говорить следует именно о развитии въездного туризма, потому что в этой сфере государством сделаны достаточно серьёзные вещи, например, безвизовый въезд для граждан 20 стран. Понятно, что в рамках EXPO-2017 этот список, скорее всего, будет увеличиваться. И понятно, что в ходе подготовки к EXPO на международном туристском рынке идёт активная реклама Казахстана и спрос будет расти».
Пока же, согласно данным турфирм, интерес к путешествиям по Казахстану не радует высокими показателями. Причиной этому является недостаточно развитый сервис внутреннего туризма. По мнению Айгуль Таукелевой, спрос на внутренний туризм постепенно растёт, но у нас не хватает туристических ресурсов, чтобы его удовлетворить. А Елена Адашевская полагает, что внутриказахстанский туризм - это сезонное явление.
«Он увеличивается в зимний период, когда открываются направления на горнолыжные базы, - говорит Адашевская. - Люди отправляются как на казахстанские базы отдыха, так и в ближнее зарубежье, в основном, в Киргизию. А вот в межсезонье всегда затишье».
Между тем в Казахстанской туристской ассоциации отмечают, что поток иностранных путешественников, желающих посетить Казахстан, не иссякает, а даже увеличивается. Особенно после прошлогодней отмены виз для граждан США, Великобритании, Франции, Германии и других стран, жители которых могут себе позволить путешествовать чаще казахстанцев. Но практически никто из этих туристов не пользуется услугами казахстанских турфирм.
«Они приезжают сюда сами и планируют свою поездку самостоятельно, - рассказывает Шайкенова. - Нередко иностранцы обращаются в наш информационный центр, получают бесплатную информацию и уезжают в регионы Казахстана, где размещаются в гостевых домах или выезжают на короткие туры выходного дня. Если говорить о составляющей малого бизнеса в сфере туристских услуг, то эти люди сегодня не являются клиентами туррынка».
В свете этих событий владельцы туристического бизнеса попадают в непростую ситуацию, которая может привести к сокращению игроков на туристическом рынке Казахстана. По мнению туроператоров, весомый вклад в ухудшение ситуации вносят недавние поправки в закон «О туристской деятельности», направленные на усиление мер по защите прав клиентов и их обязательном страховании.
«Сложившиеся условия ведут к сокращению рынка, - резюмирует Рашида Шайкенова. - Абсолютно очевидно, что нынешняя экономическая ситуация и предполагаемые нововведения в законодательство очень серьёзно сократят рынок, потому что это влечёт за собой три финансовых инструмента - банковскую гарантию, создание фонда и страхование. Средний казахстанский оператор не потянет эту финансовую ношу, особенно на фоне картины падения туристского спроса. И абсолютно очевидно, что мы расчищаем место для туркомпаний, которые являются представителями международных или российских брендов».