Новеллы фильма, отснятого съемочной группой журналиста Юлии Панкратовой и оператора Рината Бесбаева в течение непрерывной экспедиции длиною в несколько недель в семи городах Казахстана, повествуют об отдельных жизнях самых разных людей.
Человеческие истории - то, чего так не хватает современному, загнанному большим городом, ощущению жизни, СМИ и телевидению - камерные посиделки за ужином где-нибудь в Аркалыке и прогулка наспех с депутатом по отстроенному главному бульвару столицы и, получается, всего Казахстана. Это - гостеприимный дастархан в маленькой кухне провинциального города, застеленный клеенкой по случаю и премьера авторской картины в Алматы. Это - сажа, чернящая почти гоголевский снег недалеко от Карлага, сажа из шахты, ставшей братской могилой. Это - песни Батыра у кинотеатра "Арман". Это - маршрутка в 6 утра, когда темно, но нужно на работу. Это - фотоальбомы. Не цифровые. Осязаемые. Коллекторы человеческих жизней.
"Мы в Казахстане очень мало думаем о будущем. Ну, вот есть отчеты правительства, выступления акимов, министров, которые говорят, сколько будет построено школ, больниц, домов… Но совсем мало, кто смотрит в будущее с точки зрения какой-то мечты. С точки зрения того, каким может быть будущее, ведь я в него сейчас вкладываюсь - своей работой, жизнью и тем как я ее живу", - говорит продюсер фильма Вячеслав Абрамов, - "Я подумал, что это будет интересный разговор о будущем. Ведь все главные герои фильма - их семеро - делают какие-то инвестиции в нашу страну - у кого-то эти инвестиции социальные - как у Наргиз Шукеновой из Алматы или парня из Шымкента. Кто-то вкладывается в страну тяжелым физическим трудом. Кто-то - политическим процессом. Кто-то воспитывает будущее поколение, как учитель из Аркалыка. Они инвестируют в будущее, ведь в него вкладывается не только министр, депутат или бизнесмен из списка Forbes. А каждый простой человек, который здесь живет, работает и мечтает".
"Вот именно сейчас должны появляться такие истории, про людей, а не эта безнадега. Давайте задумаемся и подумаем все вместе - а кто мы с вами будем через 20 лет? Именно после разговора с героями фильма есть ощущение будущего, - говорит журналист Юлия Панкратова, - каждый из них строит планы, и чаще всего, они связаны с тем местом, где они живут. Правда, всех их смутил вопрос про промежуток в 20 лет. Никто, конечно, так надолго старается не загадывать, но у них вполне реалистичный взгляд на жизнь и мечты такие... настоящие".
В этот раз монтировали "по живому". Без выписанного сценария или расшифрованных монологов. Так, конечно, сложнее, но, кажется, что органичнее. Герои, будто, сами ведут за собой.
"Вот, когда раскладываешь весь материал в видео-редакторе, понимаешь, какой Казахстан необъятный, и как много в нем не залатанных дыр, - говорит режиссер монтажа Евгений Загроднев, - Людям нужно что-то еще давать. Ну, вот в Караганде, например, отсняли героя, который мне очень полюбился. И монтировать новеллу с ним оказалось очень легко - он такой простой настоящий человек, без пафоса, шахтер, с чувством юмора. Легко "лег" на монтаж, мы даже музыку почти не давали - не хотелось его ничем не перебивать. Он говорит про сына - ну, выучится, дескать, со мной в шахту пойдет. А что там еще можно сделать? Перспектив особых нет. И есть в этом какая-то безысходность. Но, скорее, это нам кажется безысходностью, а для них - это жизнь. И почти никто не говорит, что уедет. Удивительно".
"Мне очень хотелось, чтобы это был взгляд не столичный. Мы хотели показать казахстанцев, а за казахстанцами надо ехать еще и в регионы. Ну, к каким мы привыкли нефтяникам, будучи жителями Алматы или Астаны? Сауат Мынбаев, как минимум. "Белые воротнички". А нефтяники - это, как один из героев нашего фильма, простой человек, который своему делу отдал 30 лет. Мы поехали именно за такими людьми, а не для того чтобы увидеть, к примеру, неприкаянный Аркалык. В Аркалыке, кстати, мы нашли одного из самых светлых героев - молодую учительницу, которая видит себя там и через 20 лет. Это и была цель - поехать туда, чтобы найти людей, тех, кто покажет страну, которой она является на самом деле. Хочется думать, что получилось", - говорит Вячеслав Абрамов.
В фильме есть новелла про активистку из Семея, Зою Симбирцеву. Большая часть ее жизни - отрезок между открытием и закрытием Семипалатинского ядерного полигона. Ей 80, но она верит, в то, что завтра может быть лучшим, чем сегодня или вчера. Потому что она видела это собственными глазами.
"Ты знаешь, вот все в курсе, что в Семипалатинске был полигон, но вроде как он был за пределами нашего города, да, трагедия, но не осознаваемая сейчас, что ли, - говорит Юлия Панкратова, - но потом ты сидишь и разговариваешь с героиней, которая помнит, как тряслись стены ее дома в результате испытаний. Вот он - человек, который живет с тобой в одной стране, и говорит тебе, как это страшно было. И за один этот разговор - расстояние между тобой и полигоном сильно сокращается. В своем рассказе она дошла до момента, когда полигон закрыли, и я поняла что я выдохнула. И какое это, черт возьми, счастье, что этот полигон закрыли. Или шахтеры. Они так любят свою профессию, так ее уважают, гордятся ею. А по факту они каждый день уходят на работу, но не знают, вернутся ли. А еще Зоя Симбирцева рассказывала, что когда шли антиядерные митинги, то карагандинские шахтеры их сильно поддержали".
Весь фильм - попытка сформулировать истории о будущем, бескомпромиссно окунает в прошлое. Отдельных людей. И целой страны. От закрытия полигона (вот молодой Олжас Сулейменов призывает людей не молчать) и забастовок шахтеров (которые собирались и шли в Караганду пешком) до нового поколения людей - таких, как Наргиз Шукенова или активист из Шымкента Арман Кушкимбаев. Все эти люди оказываются перед вопросом: "Что дальше?" Кто-то из них точно знает, куда идти, а кто-то, смущаясь говорит, что хочет на пенсии заниматься садоводством.
"Да, попались реалисты - люди, которые привыкли жить настоящим. Не все привыкли задумываться, куда они идут, что им делать на поворотах, чтобы изменить будущее. Такое зеркальное отражение того, каким мы видим завтра. Миллионы людей по всему миру интересуются будущим, о нем написано тысячи книг, снято сотни фильмов, и тогда мы спросили наших людей, что с ними будет через 10, 20, 30 лет? Верят ли они в завтра? Мне кажется, что в итоге получилось. Хоть и коротко, хоть и немного, но получилось. Они говорили об абсолютно реальных вещах - а мне это дает серьезный оптимизм, я не могу точно объяснить его причин, но этот фильм точно не про безысходность", - резюмирует Вячеслав Абрамов.