Правительство Китая обязалось завершить выполнение данной задачи, поставив себе цель сократить сельскую нищету фактически до нуля к 2020 году. Впервые власти дали такое обещание в ООН в 2015 году, а затем повторили его в официальных документах. Однако выполнение данного обещания (на сегодня это означает повысить уровень благосостояния примерно 45 млн человек, что примерно равно населению целого Судана) потребует значительных расходов.

Процесс сокращения нищеты, как и многие другие важные начинания, подчиняется закону о снижающейся отдаче: чем больше вы что-то делаете, тем менее продуктивными становятся ваши усилия. Представьте, что вы заводите часы: чем дольше вы их заводите, тем больше сопротивления возникает в главной пружине, вам требуется всё больше усилий, чтобы прокрутить заводной вал на те же самые обороты.

Когда речь заходит о политике сокращения нищеты, люди, которые первыми получают от неё выгоду, в большинстве случаев оказываются теми, кто лучше всего к этому готов, например, благодаря своему опыту или географическому положению. К тому времени, когда живущих в нищете остаётся сравнительно немного (хотя это могут быть миллионы), следует ожидать, что оказать им помощь будет намного труднее.

Опыт Китая идеально иллюстрирует это феномен. По оценкам, в течение первых семи лет официальной китайской политики «реформ и открытости», которая началась в 1978 году, ежегодно около 110 млн человек выходили из состояния нищеты. В течение следующих 15 лет – с 1985 по 2000 годы – темпы прогресса значительно замедлились: зону нищеты ежегодно покидали около 26 млн человек. С 2000 по 2015 годы эта цифра стабилизировалась на отметке чуть выше 22 млн в год. Сейчас цель правительства – ежегодно выводить из состояния нищеты 10 млн человек.

Хотя темпы сокращения нищеты замедлились, стоимость этих усилий возросла. Данная тенденция показана в новом докладе ООН, её также видно в данных Всемирного банка. В 2000 году для вывода одного человека из нищеты в Китае центральному правительства требовалось примерно $48 в год (в номинальном выражении). К 2010 году эта цифра выросла в три с лишним раза – до $150 в год. А сейчас, когда правительство работает над помощью людям в самых удалённых регионах (тем, кто не имеет доступа к дорогам, электричеству и чистой воде), затраты превышают $200 в год.

Это не означает, что Китай не сможет выполнить поставленную цель к 2020 году. Наоборот, планы правительства и их реализация выглядят как всегда уверенно. Более того, в прошлом году правительство перевыполнило утверждённый план – 12,4 миллионов человек перестали быть сельской нищетой. На этот год бюджет данной программы увеличен на 30%, а это значит, что на каждого из 10 млн человек, которых китайское правительство запланировало вывести из состояния нищеты в 2017 году, выделено, по меньшей мере, около $1000.

Однако пока правительство пытается «свести до нуля» сельскую нищету, подняв всё население страны выше национальной черты сельской бедности, равной 2230 юаней ($324) в год, ему не следует упускать из вида более широкую картину, связанную с проблемами нищеты. В Китае продолжается быстрая урбанизация. Этот процесс значительно помогал сокращать нищету в прошлом, но одновременно он создаёт новые экономические угрозы для растущего числа городских жителей.

По официальным данным, средний годовой доход беднейших 5% домохозяйств в китайских городах составляет $1128 (7521 юаней). Это примерно в 3,5 раза выше официальной черты сельской бедности в Китае. Однако средний уровень доходов в городах, как минимум, в четыре раза выше, чем на селе, то есть жизнь с таким бюджетом в городе может оказаться даже более трудной, чем жизнь в деревне на грани нищеты. Кроме того, в этих данных не учитываются многочисленные работники-мигранты, которые живут в городах, но не попадают на официальные радары: скорее всего, они зарабатывают даже меньше, чем беднейшие 5%.

С подобными формами нищеты справиться, возможно, даже ещё труднее, и не в последнюю очередь потому, что у Китая меньше опыта в этой области. В связи с этим, как успешные усилия Китая по искоренению сельской нищеты могут стать моделью для остальных стран, так и успехи других стран в решении проблемы нищеты в городах могут – и должны – помогать направлять усилия Китая.

Китай далеко не в одиночестве занят ликвидацией нищеты. Более того, первая из 17 «Целей устойчивого развития» ООН призывает к искоренению крайней нищеты во всех формах к 2030 году. Поскольку этот процесс становится всё более трудным и затратным, внимание к зарубежному опыту может оказаться необходимым для того, чтобы дать возможность всем китайцам жить достойной, приличной жизнью.

Project Syndicate, 2017
www.project-syndicate.org