Появление мобильного приложения, позволяющего алматинцам
мониторить чистоту воздуха города, побудило Мади Мамбетова разразиться давно
сдерживаемым негодованием против всего,
что отравляет нашу атмосферу.
Воздух в Алматы непригоден для жилья – и уже довольно давно. Эту поднадоевшую мантру твердят экологи, общественники, «Зеленое спасение», западные бизнес-издания, включающие Алматы в список наименее привлекательных для жизни, работы и туризма мегаполисов мира, неравнодушные граждане – все тщетно.
К экологической проблеме рядовой алматинец относится как советский атеист к проблеме существования Бога – воздух не видно, его нельзя потрогать, вопрос снят.
В соцсетях уже несколько лет гуляет картинка, показывающая ужасы городского смога – горожане повздыхали, пошерили картинку, — и вновь принялись закупать автомобили и апргейдить имеющиеся. Не работает визуальное восприятие? Ну, вот вам цифры. Причем не отвлеченные отчеты, которые еще прочитать надо, - вот вам приложение к вашим айфонам, прямо в режиме реального времени показывающее степень загрязнения воздуха! Скачивайте бесплатное приложение AUA (Almaty Urban Air), которое разработали талантливая юная Ася Тулесова при помощи таких же юных Жанар Серикпаевой и Даурена Шубаева, и смотрите, что творится с воздухом, которым вы дышите. Там даже написано, для особо одаренных, стоит ли вам выходить из дома сегодня и устраивать, допустим, утреннюю пробежку. Небольшой спойлер: за несколько дней использования аппликации я ни разу не зафиксировал дня, чтобы выход из дома имел смысл. Наш воздух вреден, и активно, ужасающе вреден!
Когда пытаются разобраться, почему так, раздается разноголосый вопль: закрыть фабрики, из труб которых идет дым!(какие фабрики? Какое производство еще осталось в городе?!) Запретить отапливать частные дома углем! Убрать с трасс устаревшие автобусы и маршрутки! Все это, может быть, и верно. Но главная причина экологической катастрофы, вообще-то, вот она — прямо за вашими окнами, день и ночь. Значительно больше полумиллиона (!) автомобилей, перемещающихся по городу круглый год.
Я хорошо помню, как лет 15 назад меня поразил факт, который вскользь упомянули тогдашние газеты: в Алматы количество автомобилей впервые превысило количество детей. К этому статистическому перекосу мы еще вернемся.
Итак, экологическая ситуация в южной столице вызывает истерику у специалистов уже долгие годы… Но реакция и городских властей и общества совершенно парадоксальная: покупается все больше автомобилей, строится все больше развязок, ради расширения улиц и стоянок сносятся аллеи и парки. Некогда больше напоминавшая сквер аллея на Абая превратилась несколько куцых рядов деревьев. В Центральном парке культуры и отдыха снесены гектары (!) зеленых насаждений – под парковки. Легкие города выкорчевываются с внушающим ужас упорством.
Во всех этих безобразиях легко обвинить государство – да, это его вина в том, что экономика не диверсифицирована и для десятков тысяч казахстанцев единственным доступным способом заработка является частный извоз; да, при потворстве государства коррупция достигла невиданных размеров, отчего по улицам городов ездят как давно списанные за непригодностью устаревшие автомобили, страшно загрязняющие воздух, так и такие же вредные для экологии дорогущие внедорожники безработных братишек и токалок; - да миллион других причин. Но если государство можно – и нужно упрекнуть во многом, - то это никак не снимает вопроса об ответственности горожан. Не государство же купило сотням тысяч алматинцев их автомобили!
И не будем забывать, что именно машины вынуждают огромное количество людей соприкоснуться с коррупцией – взятки дорожным полицейским давали каждые два из трех, как минимум. Только задумайтесь о том, насколько полезно это для нравственного здоровья граждан. Только подумайте, как сотни тысяч водителей открыли для себя несложную истину: небольшая взятка решает большие проблемы.
Когда возникает дискуссия о вреде машин и способах обуздания «железных коней», автомобилисты начинают заламывать руки и стенать о том, как сложно жить без машины.
Перечисляются удобства личного автотранспорта, проклинается транспорт общественный, начинаются апелляции… к детям. «Как я своих двоих буду развозить по садикам и секциям?!». И все это звучит фальшиво и неубедительно. Как, как… Да так, как вы это делали до покупки машины! Не родились же вы с ней? Да как все те сотни тысяч алматинцев, которые автомобилей не имеют. Нас все еще больше, если господа автовладельцы не заметили.
В мои 33 года у меня нет и никогда не было автомобиля. В своем окружении я – почти единственный такой. И это вовсе не от отсутствия возможностей. Отсутствие машины в Алма-Ате наших дней – это уже принципиальная позиция. Гражданская позиция, если угодно.
Алматинцы восприняли аксиому «автомобиль – не роскошь, а средство передвижения» как догму. Каждый третий имеет машину, причем неважно какую – лишь бы была. Хотя, идеально, прикупить белый громадный внедорожник, любовь наших граждан к которым подметил еще российский блогер Варламов, - и отгородиться его тонированными стеклами от умирающего города. Разум в вопросе приобретения личного транспорта отсутствует - каждый наблюдал, как миллионы казахстанцев лезут в кредиты и покупают себе машины, которых не могут себе позволить. Ни поездки по миру, ни образование, ни даже жилье, нет – именно автомобиль становится предметом вожделения рядового гражданина. Под сокрушительной поступью автомобилей и попавших к ним в рабство автовладельцев содрогается весь город – недавний скандал с заправкой в Академгородке лишь один из многих примеров. Испарения бензина и выхлопные газы заполняют легкие всех горожан – и дико несправедливо, что страдают как владельцы автомобилей, так и пешеходы. И, еще раз отмечу, это совпадает с совершенно необъяснимой психологически войной горожан против деревьев. Деревья необходимы для производства кислорода и очистки воздуха – известный всем со школьной скамьи факт. Деревья долго растут и очень уязвимы первые долгие годы своей жизни – всем известно. Однако все – от городского муниципалитета до малого и среднего бизнеса, - относятся к деревьям как к врагу. Только сегодня вечером увидел, что у моего подъезда убили, обрезав все (!) ветви, семилетнее деревце – видимо, жителям квартиры на первом этаже его только начавшая обретать форму крона закрывала солнечный свет. А в этой квартире живет двое детей…
Еще одна аксиома, говорящая о смысле жизни и звучащая так: «Посади дерево, построй дом, вырасти сына» в современных алматинских реалиях мутировала во что-то странное. Сформулировать ее можно так: «Купи машину, сруби дерево, а сын… посмотри, что будет с твоим сыном через год-два». Серьезно, посмотрите. Посмотрите на медицинскую статистику, на данные по росту респираторных заболеваний у детей, на данные по аллергиям, внутричерепному давлению. Посмотрите, как драматически помолодел рак. Как возросла кривая онкозаболеваний у детей. Когда мои друзья, которые на свою семью из мужа, жены и одного ребенка отстаивают необходимость иметь две (!!) машины, спорят со мной, мне хочется громко орать и тыкать их лицом в эту статистику. И это не коррумпированные негодяи, а вполне приличные образованные молодые алматинцы. И своему сыну они хотят только добра.
Какая горькая и идиотская ирония!
Способов решения этой проблемы несколько и все они хорошо известны и давно озвучиваются. Ничего нового изобретать не надо, все методы уже известны. Городскому правительству необходимо развивать общественный транспорт и ограничивать автовладельцев. Система «четных и нечетных номеров», позволяющая вдвое снизить ежедневное количество машин в городе, работает долгие годы в мировых мегаполисах. Общественный транспорт надо поощрять – особенно электрический, троллейбусы и трамваи (у нас трамвайное депо закрыли, люди добрые!) Надо создавать условия для активного использования велосипедов. Создавать удобные пешеходные маршруты. Пробивать новые ветки метро. Высаживать аллеи и парки вместо парковок и трасс. И если новый аким, господин Байбек, желает войти в историю как настоящий государственник и патриот, а не популист и демагог, он должен приготовиться к вихрю возмущения автовладельцев и принимать драконовские меры по обузданию машин в городе. И это надо делать не завтра, или в 2020 году, - это надо было сделать вчера. И уж точно принимать меры надо сегодня и прямо сейчас.
А автовладельцам следует задуматься о том, как их тщеславное желание иметь машину подарило всем нам экологическое бедствие, и перестать мыслить шинами-парковками-техосмотром. Не забывать, что каждый человек рождается пешеходом.