Жильцы алматинского «Академгородка» начали борьбу со строительством под их окнами АЗС, и уже сейчас понятно, что они проиграют. Каждый такой проигрыш ощущается все болезненнее теми, кому не все равно, в каком городе они живут. В будущем, эта фатальная череда поражений интересов простых людей может привести к окончательной утрате веры в то, что их голос может быть услышан
В Алматы не так уж много приятных для жизни районов, и «Академгородок» до 3 ноября был одним из них. Свежий воздух, близость к горам, центру города, религиозным и торговым местам. Года три назад на проспекте аль-Фараби построили наземный переход и убрали светофоры — чтобы не было пробок. 3 ноября этого года логику этих действий перечеркнули: прямо рядом с переходом, автобусной остановкой, домами и институтом сейсмологии началось строительство АЗС, СТО и автомойки общей площадью в 0,8813га.
Быстро срубили около 80 деревьев, и между проспектом аль-Фараби и жилыми домами вырос высокий классический алматинский серый забор. Единственная асфальтированная дорога от домов к проспекту оказалась в зоне застройки. Теперь, чтобы добраться до аль-Фараби, жителям высоток нужно сделать приличный крюк или месить ноябрьскую грязь, продираясь сквозь кусты.
Участок, где строится СТО, долгие годы отделял высотные жилые дома от загазованной трассы, и казалось, что так будет всегда. Но в молодых, динамично развивающихся городах так не бывает.
После 3 ноября жильцы начали писать возмущенные посты в Facebook и оправлять письма по отработанной еще до них схеме, дающей иллюзию того, что они могут быть услышаны: на имя акима, на имя прокурора, в партию Нур Отан и президенту страны. Вопросы простые: как в 10 метрах от жилого дома можно строить АЗС, где разрешение на строительство? Почему забор ставили трусливо ночью, а поутру жители проснулись и…
Но, похоже, что здесь все в рамках закона, и это самое грустное: 14 декабря 2012 года этот участок земли был выкуплен под строительство АЗС, СТО и мойки. Летом прошлого года управление архитектуры и градостроительства выдало архитектурно-планировочное задание за №2096 от 20.07.2014г. Заказчиком выступило ТОО «Razstar Construction Company». Если верить властям, то нарушений никаких нет, и 15 января 2016 года стройка завершится к радости и удобству автолюбителей и к неудобству местных жителей и пешеходов.
Непонятными остаются несколько вещей. Первая: есть ли у властей общее понимание того, что они делают? Одной рукой они борются с пробками, другой их создают. С одной стороны они ратуют за экологию и безопасный город, с другой — спиливают 80 деревьев и строят АЗС рядом с жилыми домами в сейсмически опасном городе с неприятной экологией. С одной стороны они впервые выносят на обсуждение проект развития Алматы, с другой — люди узнают постфактум, что место под их окнами и их дворы идут под застройку. Очень сложно адекватно воспринимать генплан Алматы, когда ты не знаешь даже судьбу собственного дома.
Вторая непонятная вещь: а так ли необходимо именно в этом месте строить АЗС?
Если верить картам Яндекса, ближайшая к строящейся заправке АЗС находится в 590 метрах, это в 1-1,5 минутах езды.
В целом в этом районе солидная концентрация подобных строений. Вот вам карта АЗС:
Автозаправочная станция есть даже под боком у Ботанического сада, и мы хорошо помним, что протест директора сада по поводу опасности такого соседства для уникальных растений не помог. Мы привыкли, что бизнес всегда прав.
На прошлой неделе, аккурат в день установки забора и сноса деревьев, новый аким Алматы встречался с журналистами и блогерами, общение под чай с молоком длилось три часа. И когда возникли неизбежные вопросы про Желтоксан, 115, кинотеатр «Алатау», хаотичную застройку центра, Бауыржан Байбек признался, что ему приходится балансировать между интересами бизнеса и интересами горожан: «Если я завтра запрещу строительство, ко мне придут из палаты предпринимателей, и спросят, почему я зажимаю бизнес».
Но тут нужно понять главное: бизнесу всегда будет мало. Мало АЗС, СТО, ТРЦ, БЦ, ТРК и стремление урвать кусочек земли и максимально его монетизировать будет всегда. Бизнес всегда будет забирать тротуары под летники и парковку, он будет срубать деревья, потому что они мешают вывескам и билбордам, бизнес будет требовать расширения дорог и строительства новых развязок, потому что ему нужно продавать больше автомобилей и бензина, бизнес будет лезть в состав градостроительного совета, прикрываясь социальной ответственностью и заслугами в развитии города. Деньги делают деньги.
Если всегда идти на поводу у бизнеса, то однажды можно проснуться в городе, в хосписе которого нет свободных мест. Нагима Плохих, основатель первого и единственного детского хосписа много раз говорила о том, что огромная концентрация автомашин во дворах и возле жилых домов приводит к росту именно детской онкологии — ваши дети играют там, где оседает свинец из ваших машин.
Кажется, все выходные акимат судорожно решал, что делать. Очевидных оснований для запрета строительства АЗС, СТО и мойки нет, да и 80 деревьев, списанных с зеленого баланса, не вернуть. Есть только недовольство жильцов.
Предвижу, что скоро выйдут застройщики с официальным обещанием создать 50 новых рабочих мест и посадить 800 деревьев где-нибудь в Наурызбайском районе. Ведь на проспекте аль-Фараби, как и в центре города, деревьям не место. Впрочем, и людям тоже.