Старый пантеон

Жаксылык Сабитов, историк, специально для Vласти

Иллюстрация с сайта whc.unesco.org

Жаксылык Сабитов напоминает о том, что в Казахстане уже есть пантеон. И его можно реанимировать — вместо того, чтобы тратить деньги на строительство новой усыпальницы.

Последние две недели в информационном пространстве возникла идея о возведении в Астане Национального Пантеона, где будут захоронены выдающиеся деятели Казахстана. Но цена, обозначенная в проектной документации, позволила многим предположить, что пантеон возводится не только из-за стремления увековечить память выдающихся соотечественников, но и для нужд ныне живущих коррупционеров, которые хотят подзаработать деньжат для того, чтобы условный Харон помог им найти свое место в пантеоне спустя некоторое время.

Удивительным фактом является то, что название столицы нашей страны очень тесно связано с темой смерти. К примеру, первое название «Акмола» (Акмолинск) в переводе с казахского языка означает «Белая Святыня» (или «Белая могила»). То есть Акмола была названа так в честь захоронения одного «святого». По одной из версий, это захоронение находится в 20 километрах от города в одноименном урочище, на вершине белого известнякового холма, где похоронен кипчакский бий Нияз, соратник Абылай-хана. По другой версии имя «святого» неизвестно. Нынешнее название «Астана» в тюркских и иранских языках помимо перевода «столица» имеет и другое значение – это мусульманское священное захоронение или место, где ранее находился мавзолей мусульманского святого (аулие, авлия, овлие). Также синонимом слова «Астана» является арабский эквивалент «Мазар». Обозначение Астаны как «могила святого» в нашем регионе, особенно известно среди сибирских татар.

Само слово «пантеон» с латинского языка изначально обозначало место (храм), где присутствуют все боги. К примеру, туристы, побывавшие в Риме, могли видеть Римский Пантеон, храм, где были представлены все боги Римской мифологии. Только спустя 15 веков под пантеоном стали понимать место, где захоронены выдающиеся члены общества.

Малочисленные сторонники строительства пантеона и многочисленные противники его, споря о надобности данного сооружения, забывают о старом пантеоне, который функционировал в Казахстане с XV по XIX век. Причем старый пантеон имеет гораздо больший символический капитал, чем планируемый новый пантеон в Астане. Речь идет о захоронениях представителей кочевой элиты возле Мавзолея Ходжа Ахмеда Яссауи в городе Туркестан.

Ходжа Ахмед Яссауи был местным проповедником ислама и поэтом. Именно его стихи и поэтический дар во многом способствовали распространению ислама в данном регионе. Он умер в 1166/67 годах и спустя два века, в 1396 году знаменитый полководец Тамерлан воздвиг на месте его захоронения всем известный мавзолей. В 1405 году, когда умер Тамерлан, мавзолей был почти достроен. С данного периода мавзолей стал неким подобием пантеона. С 1431 года здесь стали хоронить представителей мусульманского духовенства и представителей аристократии. Правда, за весь XV век здесь было похоронено четыре человека. Самым известным человеком была Рабига-султан-бегим, дочь Улугбека и правнучка Тамерлана, бывшая женой Абулхаир-хана. В 1485 году она умерла, и в Туркестане был возведен ее мавзолей, рядом с Мавзолеем Ходжа Ахмеда Яссауи. Причем, до конца XVI века в «старом пантеоне» не хоронились представители казахской кочевой элиты. Всего, судя по спискам захороненных, за пять веков в данном месте были захоронены 154 человека. Ниже в таблице можно увидеть статистику захоронений и имена наиболее выдающихся государственных деятелей, похороненных в старом пантеоне:

В итоге мы видим, что в XVIII веке Мавзолей Ходжа Ахмеда Яссауи стал тем самым пантеоном, чей аналог хотят построить в Астане. Сюда везли людей со всей степи, если считали, что человек достоин захоронения в Мавзолее. Но уже в XIX веке статус этого места немного упал. Во-первых, сюда перестали возить представителей далеких родов, во-вторых, местное племя Конырат фактически стало монополистом в сфере захоронения представителей элиты возле мавзолея Ходжа Ахмеда Яссауи. Из тех, чья родоплеменная принадлежность указана в могильных надписях, больше половины захороненных в XIX веке относятся к племени Конырат.

Безусловно, строительство нового пантеона вопрос решенный. «Атеисты», не верящие в силу «современных богов Казахстана» будут разочарованы, ведь распевы «Te Deum laudamus» уже давно звучат в стране. В крайнем случае, населению скажут, что строительство пантеона будет осуществлено «не за государственный счет», а за счет «высших сил». Но здесь есть еще возможность скорректировать планы строительства, напомнив «служителям культа», что в Казахстане уже есть старый пантеон с большим символическим капиталом. И вместо того, чтобы вбухивать большие деньги в строительство нового пантеона, стоит реанимировать старый, сэкономив деньги и заодно инвестировав в инфраструктуру одного из самых привлекательных мест внутреннего туризма.

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики
Просматриваемые