Вчера было заявлено, что картина «Ограбление по-казахски» собрала в отечественном прокате 3 миллиона долларов. Кинокритик Карим Кадырбаев рассуждает о том, почему в это в принципе невозможно поверить и зачем продюсер ленты решил ввести народ в заблуждение.
В минувшую среду два сообщения о рекордных кассовых сборах локальных продуктов. Согласно первой информации, картина Нуртаса Адамбая «Келинка Сабина» собрала за уик-энд свыше 600 тысяч долларов. По сути, картина побила все существующие рекорды отечественного проката. До сего момента ни один казахстанский фильм не смог отбить собственный бюджет в течение одного уик-энда. И хотя для отечественного рынка подобная новость выглядит фантастической, в нее все-таки возможно поверить, учитывая небывалый ажиотаж: как на кассах кинотеатров, так и в социальных сетях.
Вторая новость появилась позднее и в нее, при всем желании, поверить невозможно. Продюсер картины «Ограбление по-казахски» Андрей Распутин в беседе с корреспондентом tengrinews.kz озвучил информацию о том, что кассовые сборы проекта достигли отметки в 3 миллиона долларов.
Любой человек, знакомый с казахстанской прокатной системой может уверенно заявить, что кассовые сборы в 3 миллиона долларов в условиях нашего рынка – это утопия.
Чтобы не быть голословным приведу несколько аргументов, благодаря которым станет понятно, что информация о кассовых сборах фильма «Ограбление по-казахски» преувеличена в разы.
Итак, официально самой кассовой картиной в истории казахстанского проката официально считается исторический боевик Акана Сатаева «Жаужурек Мын бала». Картина вышла на экраны в мае 2012 года. Конец весны по голливудским стандартам считается началом сезона летних блокбастеров, т.е. самым благоприятным (наряду с рождественскими и новогодними каникулами) временем для кассовых сборов. Фильм шел в прокате около двух месяцев (не рекорд, но достаточно внушительный срок для наших кинотеатров) и в итоге собрал $2,5 миллиона.
Другие успешные казахстанские картины («Рэкетир» Акана Сатаева, «Коктейль для звезды» Аскара Узабаева, «Шал» Ермека Турсунова, «Он и Она» Сакена Жолдаса) выходили в прокат в осенний и зимний сезоны и их кассовые сборы колебались в районе одного миллиона долларов.
Исходя из вышесказанного, следует вывод, что заработать в отечественном прокате осенью и зимой свыше одного миллиона затруднительно, а точнее практически невозможно (если, конечно, вы сняли не очередной спин-офф «Мстителей» или «Аватар»).
Второй фактор – финансовый. «Жаужурек Мын бала» поставил рекорд кассовых сборов не только среди отечественных фильмов, но и вообще среди всех картин, вышедших в казахстанский прокат. Больше в Казахстане заработала только четвертая часть «Пиратов Карибского моря», если, конечно, я ничего не путаю. В 2013 году максимальную сумму в казахстанском прокате заработал проект студии Marvel «Железный человек 3». Согласно опубликованным данным, кассовые сборы картины составили 298 055 764 тенге, т.е. чуть менее 2 миллионов долларов. А ведь все это было до февральской девальвации. Учитывая нынешний курс валюты, сумма в 2 миллиона долларов в отечественном прокате фактически неподъемна.
Ну и наконец, самый очевидный фактор для простого зрителя – информационный. Картина «Ограбление по-казахски» вышла в прокат одновременно с фильмом «Интерстеллар» Кристофера Нолана. Вопрос на засыпку: сколько упоминаний «Интерстеллара» увидел активный пользователей социальных сетей в казахстанском сегменте интернет? А сколько упоминаний вышедшей неделю назад «Келинки Сабины»? Попытайтесь сравнить их с упоминаниями фильма «Ограбление по-казахски» и собственно, многое встанет на свои места.
Но даже если отбросить социальные сети и сосредоточиться на официальных источниках, то и тут получается однозначная ситуация. «Келинка Сабина» зарабатывает 112 млн. тенге и продюсеры с прокатчиками тут же использует эту информацию для дополнительного пиара своей картины. Андрей Распутин заявляет о рекорде спустя месяц, после выхода фильма в прокат. Если раскидать сумму в 3 миллиона долларов на четыре недели, то картина «Ограбление по-казахски должна была еженедельно зарабатывать около 750 тысяч долларов (хотя любой мало-мальски понимающий в кино человек знает, что основную сумму фильм зарабатывает в первый уик-энд). Подобные рекорды просто не смогли бы миновать СМИ да и продюсеры просто обязаны были использовать эту информацию для привлечения дополнительной аудитории.
Понятно, для чего подобный вброс нужен был продюсеру картины Андрею Распутину. Официально опубликованная информация о рекордных кассовых сборах могла благоприятно сказаться на международных продажах картины.
Пример информационного вброса относительно картины «Ограбление по-казахски» в очередной раз доказывает то, что в Казахстане необходимо ввести систематизацию данных о кассовых сборах кинотеатров. К сожалению, большинство отечественных кинотеатров и дистрибьюторов по-прежнему предпочитают работать «втемную».