• 7518
Порталы коллективных скидок только набирают популярность, но уже измеряют обороты в сотнях тысяч долларов ежемесячно. Всего за год в Казахстане появилось десять скидочных порталов, а их аудитория по самым скромным оценкам перевалила за полмиллиона человека.

Ирина Галат, Vласть

 

Порталы коллективных скидок только набирают популярность, но уже измеряют обороты в сотнях тысяч долларов ежемесячно. Всего за год в Казахстане появилось десять скидочных порталов, а их аудитория по самым скромным оценкам перевалила за полмиллиона человека.

 

Идея создания сервиса коллективных покупок пришла из Китая, где жители с целью получения у продавца максимальной скидки организовывали группы на покупку товаров.  Таким образом, товар продавался не по розничной цене, а по оптовой.

 

Первым сервисом, применившим данную модель в сфере интернет продаж, стал американский проект www.groupon.com, запущенный в Чикаго в 2008 году. В России рынок скидочных порталов появился в 2010 году с создания сайта Darberry.ru

 

Казахстанцы смогли воспользоваться услугами сервисов купонных распродаж только с весны 2011 года. Спустя год на отечественном рынке скидочных порталов представлены более 10 компаний.

 

Основной принцип работы сервисов коллективных покупок заключается в продаже конечному потребителю купонов на товары или услуги с довольно большой скидкой, чаще в пределах 50%-90%. Таким образом, интернет портал выступает посредником между продавцом и покупателем.  Изначально данная схема работала только при условии наличия определенного минимального числа участников акции. То есть на момент покупки купона потребитель не был уверен, что сможет воспользоваться предложением с указанной скидкой, так как она активировалась только при продаже определенного количества купонов. В случае если необходимое количество участников не набиралось, деньги возвращались покупателю обратно.

 

В Казахстане большинство скидочных порталов от такой модели отказались: покупатель не рискует оказаться вне акции из-за недобора участников.

 

Представители сервисов купонных распродаж считают, что существующая модель сотрудничества привлекательна для всех участников.

 

Трудно поверить, что заведению выгодно предоставлять скидки на свои услуги в размере от 50% и больше. Но, по мнению, управляющего партнера Besmart.kz Султана Сейтбекова заведению выгодно работать с порталом, так как он приводит своему партнеру новых людей, его целевую аудиторию, большая часть из которых остаются постоянными клиентами данного заведения. Заведение также получает обширную рекламу.

 

«Мы даем возможность любому заведению получить бешеный объем бесплатной рекламы.  Сейчас в сервисе 280 000 человек (люди, которые ежедневно получают рассылку), на сайт заходит порядка 30 000 уникальных посетителей каждый день. Поэтому если заведение хочет получить все это бесплатно, оно начинает работать с нами. Но у нас одно условие: заведение должно дать хорошую скидку на первое посещение нашей аудитории, - поясняет генеральный директор Сhocolife.me Рамиль Мухоряпов. - В принципе многие заведения из сферы услуг могут себе позволить обслуживать 100, 200, 300 человек бесплатно, условно, или минимально покрывая свои переменные расходы. И после этого часть из этой аудитории остается, и заведение начинает зарабатывать на постоянных продажах по полной стоимости».

 

Таким образом, сервис скидочных порталов для сферы услуг отчасти выступает в качестве рекламной модели.  Это подтверждает и директор skidkaz.kz Эмиль Байков: «Иногда не понятно, каким образом привлечь покупателя. Да, сделали хороший продукт, интересный, востребованный и даже поставили цену 0, а придет очень мало людей. И все, потому что люди не знают или слишком ограниченный круг людей может узнать, что есть тот или иной продукт  в том или другом месте.  В данной системе работает закон больших чисел. В интернете мы имеем возможность рассказать о товаре или услуге гораздо большему числу людей».

 

Владелица ночного клуба, открывшегося в феврале в Алматы, подтверждает: договор со скидочным порталом увеличил посещаемость заведения в разы. «В первый же день, после размещения купона, пять столов у нас было занято клиентами, которые нас нашли через этот сервис, - говорит она. – Безусловно, мы рассчитываем, что эти люди останутся нашими клиентами и после того, как мы перестанем им предоставлять 50%-ную скидку».

 

Для сферы товаров интересна модель оптовых продаж, при которой продавец имеет хорошую возможность выгодно продать.

 

«Высокие цены зачастую от того, что очень мало клиентов. То есть, один клиент должен решить все финансовые проблемы предприятия. Если же создастся массовый поток клиентов, то тогда с меньшей маржой все эти проблемы можно решить. И предприятие будет с прибылью, и клиенты  будут довольны», - поясняет Эмиль Байков.

 

Рамиль Мухоряпов подчеркивает, что скидочные порталы являются инструментом разового толчка для любого заведения, но пользоваться ими постоянно неправильно.

 

Однако не все согласны с эффективностью сервиса предоставления скидок. Управляющий директор киноцентра «Иллюзион» Максим Петров, рассказывая о своем опыте сотрудничества с одним из скидочных порталов, отметил неэффективность проведенной совместной акции.

 

«В Казахстане интернет-коммерция очень слабо развита. Если сравнивать с видами рекламы, то глобальное место занимает телевидение и наружная реклама. Интернет-реклама вообще не развита, она находится в ущербном состоянии в нашей стране»,- отметил Максим Петров.

 

К повторному проведению акций через сервисы купонных распродаж он относится скептически, рассматривая только вариант оптовой продажи своего продукта сервису как клиенту.

 

«Я им продаю сразу определенное количество, забываю про них, и они занимаются реализацией данного вида услуг со своей скидкой. Вот это будет интересно. Я сразу получаю кучу денег. И остается выполнить мои обязательства перед клиентом или группой клиентов, которые представляет тот или иной оптовик», - пояснил Максим Петров.

 

Что касается конечных потребителей, то они имеют возможность в рамках акции воспользоваться какой-либо услугой по очень привлекательной цене в разы ниже рыночной.  Риски для покупателя практически отсутствуют, так как все платежи гарантированы провайдерами электронных платежей, а качество услуг, предоставляемых в рамках акции, тщательно проверяется.  В случае, если клиент остался все же недовольным, все уважающие себя компании обязуются возместить стоимость купона или сертификата.

 

Эмиль Байков подчеркивает, что принцип «живи круто, не плати дорого» реально работает как раз в дисконтных порталах.

 

Однако существует и практика невостребованности купонов. Это происходит по нескольким причинам. Иногда, приобретая купон, человек думает не рационально, а эмоционально. Он видит очень заманчивое предложение и боится упустить свой шанс. Таким образом, покупка совершается импульсивно и необдуманно. И только спустя время человек понимает, что на самом деле не нуждается в выбранной им ранее услуге или товаре. Также люди не всегда учитывают время проведения акции и географическое расположение заведения.

 

По мнению Максима Петрова, планировать можно дорогостоящие покупки, например, билеты на самолет, потому что процент получаемой скидки или возможной экономии хорош сам по себе.

 

«Ну что толку, что я куплю флаер на мойку машины со скидкой минус 50%. Я мою машину там, где мне удобно и когда удобно. Наверняка есть группа людей, которые этими вещами пользуются. Нужно уметь доносить информацию до этой группы людей», - считает он.

 

Несмотря на возможные риски и минусы, рынок скидочных порталов постепенно набирает обороты. Так, по оценкам Рамиля Мухоряпова, в феврале оборот сервисов коллективных покупок в Казахстане составил более 600 тыс. долларов. При этом 95% рынка приходится на две компании: chocolife.me (около 400 тыс. долларов) и besmart.kz (около 200 тыс. долларов). В прогнозах увеличение объема рынка уже в марте.

 

Наиболее емкими и привлекательными являются рынки крупных городов. В первую очередь Алматы, Астана, затем Караганда, Шымкент, Актобе. На данный момент большинство компаний представлены только в первых двух городах.

 

По мнению Эмиля Байкова, рынок скидочных порталов еще только формируется в Казахстане.

 

«До прошлого года интернет торговли просто вообще не существовало в Казахстане. То есть люди пытались делать сайты, люди пытались что-то продвигать через Интернет, но работали любые другие механизмы, кроме Интернета. Одна причина в недоверии, другая причина, что в стране не было просто инфраструктуры, которая позволила бы реализовать интернет торговлю», - поясняет он.

 

Только с развитием инфраструктуры, с появлением банковской электронной платежной системы и терминалов мгновенной оплаты электронная коммерция стала возможна в Казахстане.

 

Управляющий партнер besmart.kz Султан Сейтбеков полагает, что рынок скидочных порталов будет популярным в Казахстане. «Если сейчас еще не все знают о данном направлении, о том, что существует более 10 подобных сервисов, то месяцев через восемь, через год эта ниша наберет свои обороты», - убежден он. 

 

Не сомневается в успехе и Рамиль Мухоряпов, ожидая значительного роста данного рынка.

 

По мнению руководителя проектов исследовательской компании «Brif Research Group» Дмитрия Казакова, в ближайшие 2-3 года рынок скидочных порталов будет ждать постепенный рост без каких либо резких, качественных скачков.

 

«Для эффективного функционировании этих рынков нужно достаточно продвинутое интернет сообщество, и наличие достаточного «объема» представителей среднего класса (исследования показывают, что именно средний класс, чаще всего покупает в интернете, а значит не боится пробовать новые системы покупок и оплаты). Ни первого, ни второго в достаточной степени в Казахстане сейчас нет», - считает эксперт.

 

Основными тормозами рынка Дмитрий Казаков считает особенности потребительского поведения и менталитет.

 

«Наши потребители пока еще очень неактивны в электронной торговле. Для нас это сложно, и не понятно, мы не доверяем системам оплаты, боимся мошенничества в интернете. Все это мешает развиваться как электронной торговле, так и скидочным порталам», - говорит он.

 

По прогнозам эксперта, при сохранении тенденции роста интереса к скидкам в интернете и роста интернет активности (рост доступности интернета, снижение стоимости интернета, экономический рост в стране и прочее), рынок может подойти к периоду быстрого роста не раньше чем, через 2-3 года.

 

Анализ сервисов коллективных покупок показывает, что большинство порталов предлагают акции в сфере красоты и здоровья: различные процедуры для лица и тела, укладка волос, массажи, услуги стоматологов и других врачей. Далее идут предложения в сфере образования, развлечений, скидки в кафе и рестораны, а также предложения на услуги автомастерских.

 

То ли спрос формирует предложение, то ли предложения направлены на узкую аудиторию, но средний портрет потребителя выглядит следующим образом: женщина в возрасте от 20 до 35 лет, офисный работник, обладает активной жизненной позицией, платежеспособна, является уверенным пользователем интернета.

 

В погоне за клиентами порталы купонных распродаж стараются предложить потребителям наиболее интересные, выгодные и эксклюзивные акции. Но главной задачей порталов является максимальное увеличение базы подписчиков. Поэтому на этапе формирования рынка, маркетингу уделяется особое внимание. Сервисы выходят в социальные сети, на самые популярные порталы, устраивают акции «пригласи друга и получи бонус или купон бесплатно».

 

«Я думаю главная задача скидочных сервисов это привлечь как можно больше людей на свои порталы, чтобы потом дороже продавать рекламу с этих же порталов», - считает управляющий директор киноцентра «Иллюзион» Максим Петров.

 

Представители сервисов коллективных покупок не раскрывают планы по дальнейшему захвату рынка, ссылаясь на коммерческую тайну, но очевидно, что в погоне за клиентом они сделают ему уже скоро множество выгодных предложений.

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики