В 2008 году в структуре доходов сотовых операторов появилась многообещающая позиция – мобильный интернет. С каждым годом растет число пользователей, улучшаются тарифные условия и увеличивается зона покрытия, но рынок только вошел в фазу активного развития и все еще нуждается в массовом привлечении абонентов.
С 2008 года рынок мобильной связи существенно вырос с 215,5 млрд тенге до 308 млрд тенге в 2012 году. Тогда, впрочем, как и сейчас, основную часть дохода формировала голосовая связь. С 2008 года в структуре доходов мобильных операторов появилась еще одна перспективная позиция – мобильный интернет.
Алексей Бендзь, директор по корпоративным коммуникациям Beeline Казахстан наглядно показал перспективность продукта: «В III квартале 2010 года доля дохода компании от передачи данных составила 4%, а во II квартале 2013 года эта статья дохода выросла до 11%».
Финансовый отчет компании Kcell за I полугодие также показал перспективность мобильного интернета. С 8 359 млн. тенге в 2012 году доход по этой статье вырос до 11 604 млн. тенге в 2013 году.
По словам Светланы Черненко, главы представительства iKS-Consulting Казахстан, сейчас годовой доход от передачи данных не столь существенный, пока он занимает 15-17%: «Но с позиции перспективности, безусловно, эта статья одна из приоритетных, так как демонстрирует наиболее высокий рост и с каждым годом будет все активнее “теснить” остальные статьи в общей структуре доходов».
Александр Васильев, генеральный директор компании Profit.kz, также считает, что пока самая весомая статья доходов у мобильных операторов – голосовая связь, занимающая 70% доходов: «Но мобильный интернет я бы назвал перспективной статьей доходов, поскольку все операторы признают, что объем дата-трафика стремительно растет».
Примеры рынков других стран показывают, что все идет к тому, что услуга станет самой динамичной и с точки зрения роста пользователей, и с точки зрения роста доходов. По словам Светланы Черненко, доля доходов американских и европейских сотовых операторов от мобильного интернета достигла 35-40%, более того, это достаточно средний показатель.
Но стоит отметить, что на западе, мобильный интернет со временем перестал рассматриваться как самостоятельная услуга. К примеру, с помощью него международный оператор T-Mobile распространяет услуги потокового телевидения, радио и т. д.
Покрытие и абоненты
Согласно данным Profit.kz, в начале 2013 года основными лидерами мобильного рынка были три компании Kcell с абонентской базой более 13 млн. человек, Beeline с более 8 млн. абонентами и Tele2 c более 3 млн. абонентами.
По словам Светланы Черненко, суммарная доля абонентов мобильного интернета, которые пользуются услугой хотя бы раз в неделю, не превышает 3 млн. человек. Общее количество пользователей, которые используют его хотя бы раз в 3 месяца, составляет 10 млн. человек.
Говоря о покрытии Beeline, Алексей Бендзь рассказал, что сетью 2Gпокрывает порядка 43% территории Казахстана, а сетью 3G – более 280 городов и крупных населенных пунктов.
Kcell, по информации Аиды Досаевой, сетью 2G покрывает свыше 96% населенной территории, а сетью 3G - свыше 62% территории Казахстана.
Tele2, согласно официальной информации на сайте, к концу 2013 года собирается расширить зону покрытия мобильной связью до 85%.
Тем не менее, Александр Васильев оценил общее проникновение мобильного интернета по территории Казахстана в 20%.
Какие проблемы?
Одна из первостепенных проблем у зарубежных операторов, вызванная ростом спроса на мобильный трафика, это – высокая загруженность сетей, которая вынуждает операторов усовершенствовать и покупать оборудование, что сказывается на прибыльности бизнеса.
Однако сейчас очевидной нехватки оборудования у операторов мобильного интернета нет. Об этом заявили как в Beeline, так и в компании Kcell. Эксперты также считают, что технического дефицита у операторов нет. Но, по словам Черненко, у операторов имеется не менее значимая проблема – дефицит магистральных емкостей.
Васильев, в свою очередь считает, что существует и другая проблема – распространение смартфонов и планшетов. Ранее участники самого рынка уже подтвердили наличие этой проблемы. Сегодня в сетях сотовых операторов по примерным оценкам порядка 15% пользователей смартфонов. При этом через три года рынок планирует, что доля владельцев смартфонов достигнет 25-30%, а доля пользователей планшетов 7-10%.
Рост числа смартфонов может обеспечить появление более дешевых мобильных устройств, или же появление большего числа кредитных предложений, которые будут формировать операторы совместно с ритейлерами.
Ждать ли снижения трафика?
По словам Черненко, снижение стоимости мобильного трафика во многом зависит от роста числа пользователей и потребления трафика: «Тем не менее, казахстанских операторов нельзя упрекнуть в бездействии в этом вопросе. Они регулярно снижают тарифы, вводят новые пакетные предложения. Понятно, что пользователю всегда хочется дешевле, а лучше – бесплатно. Однако резкое обрушение цен неминуемо приведет к перегрузкам и отказам в работе сетей. Поэтому тарифы должны снижаться поэтапно».
Впрочем, Досаева заверила, что Kcellбудеть продолжать снижение стоимости мобильного трафика: «С января 2009 года по июнь 2013 года средняя стоимость 1Мб интернет-трафика (ARPM) в сети Kcell снизилась более чем в 17 раз, а траффик вырос в 166 раз. Тенденция снижения средней стоимости интернет-трафика продолжается. Это происходит благодаря запуску безлимитных и пакетных предложений для интернета».
Бендзь в свою очередь отметил, что у Beeline уже есть самые разнообразные услуги по привлекательным ценам: «В настоящий момент средняя стоимость за 1 Мб в Казахстане составляет около 3 тенге».
Нужно ли менять город на село?
Несмотря на пока еще небольшое число постоянных пользователей мобильного интернета, некоторые эксперты уже говорят о том, что в больших городах, в частности в Алматы и Астане, вскоре будет достигнута критическая отметка пользователей, и операторам нужно будет искать новые рынки сбыта.
По мнению экспертов, в качестве нового рынка операторы могли бы рассмотреть сельские территории, где люди могли бы заменить мобильным интернетом широкополосный, который имеет сравнительно небольшое проникновение в таких регионах. Впрочем, и Черненко, и Васильев сходятся во мнении, что потенциал в больших городах еще есть.
Тем не менее, Досаева утверждает, что Kcell уже осваивает сельские регионы: «Мы развиваем сеть 3G в соответствии с лицензионными обязательствами, согласно которым покрытие поселков с населением от 10 тысяч человек должно быть завершено к 2015 году. На конец сентября 2013 года покрытие населенной территории превышает 62 процента, куда входит, 31 процент поселков с населением от 5 до 10 тысяч человек. Мобильный интернет – это пока единственный вариант, обеспечивающий быстрый доступ к Интернету в масштабе всей страны. И наша компания видит большой потенциал роста услуг мобильного интернета в регионах».
Бендзь также рассказал, что Beeline инвестирует средства для развития регионов: «Ежегодно наша компания инвестирует значительные средства для развития регионов и телекоммуникационного рынка в целом. Мы, как социально-ответственная компания, стараемся предоставить качественное телеком решение для всех населенных пунктов нашей страны, даже самых отдаленных».
Однако Васильев утверждает, что операторам сельский рынок не очень интересен: «Но у них есть лицензионные обязательства, согласно которым они несут определенную социальную нагрузку и должны развивать свои сети и в невыгодных для себя районах».
Черненко, в свою очередь, прогнозирует, что после насыщения столичных городов, операторы еще сильнее активизируются в регионах, и рынок это поддержит: «Развитие интернет-инфраструктуры в сельских районах всегда происходит с задержкой по всем известным причинам – низкая плотность населения, невысокий платежеспособный спрос, высокие инвестиции в строительство сетей в удаленных районах. Сотовым операторам в этом вопросе легче – им, как минимум, не нужно прокладывать кабель в каждый дом для предоставления услуги. Поэтому в селах будут развиваться именно беспроводные технологии».