• 5604
Vласть опросила экспертов о том, чего они ждут от стартапов, во что готовы вкладывать деньги инвесторы и какие ошибки стартапы совершают чаще всего.

 

Ирина Галат, Vласть

 

Vласть опросила экспертов о том, чего они ждут от стартапов, во что готовы вкладывать деньги инвесторы и какие ошибки стартапы совершают чаще всего.

 

Проекты, интересные для инвесторов

 

Руслан Егембаев, управляющий партнер «Business LABS», учредитель «WAYS», Казахстан

 

Мы должны понимать, что рынок интернет проектов не имеет границ. Стартапы, ориентированные на локальный бизнес, могут легко встретиться с глобальной конкуренцией. Это специфика данного сектора. Те проекты, которые построены исключительно под Казахстан, будут очень интересны, потому что здесь есть большой нереализованный спрос. Но, безусловно, имеет смысл присматриваться и к другим секторам и к другим регионам.

 

В рамках Казахстана нужно смотреть на те проекты, которые связывают онлайн и оффлайн. Также это бизнес, который потенциально может выйти за пределы Казахстана.

 

На глобальном рынке все очень динамично и здесь просто надо ловить тренды. Причем тенденция у нас следующая: новинки появляются в США, потом волна уходит в Европу, в Россию, и в Казахстан. В принципе, внимательный человек может смотреть на эти страны и затем внедрять аналогичные проекты в Казахстане.

 

Любовь Симонова, эксперт «Almaz Capital Advisors», Россия

В Казахстане это предоставление услуг по электронной коммерции и по обучению онлайн. То есть здесь можно делать даже только нишевые продукты.

 

Что касается мировых трендов это облачные технологии, платформенные технологии, мобильные технологии. Электронная коммерция есть, просто рынок на текущий момент в России быстрее растет, а в США уже не так быстро растет, потому что уже пришло какое-то насыщение. Есть определенные сложности в Казахстане с оплатой онлайн. И это корень проблемы. Рынок электронной коммерции должен созреть. В Казахстане пока с электронными платежами тяжеловато. Но какие-то онлайн образовательные процессы с оплатой по пластиковым карточкам уже можно проводить.

 

Ирина Полищук, инвестиционный аналитик «TA Venture», координатор  международной конференции «День Инвестора Центральной и Восточной Европы. Интернет-технологии и Инновации», Украина

 

Мы, как компания, ориентированы на несколько сфер. Самое приоритетное для нас направление - это e-commerce. Второе - online travel. И третье значимое направление - это mobile. Также наша компания представлена в сферах: social games, financial и generation.

 

В мире сейчас анонсируются три главных тренда: social, local и mobile.

 

Об ошибках стартапов

 

Александр Ляхов, директор по развитию бизнеса компании «Kaznetmedia», вице-президент Интернет Ассоциации Казахстана

 

Первое - это ставка на энтузиазм, а не на бизнес технологии. Все проекты, естественно, начинаются с энтузиастов. Пришла идея, реализовали, но проблема в том, что как правило, люди, которые стартуют, сами являются разработчиками и друзьями. Они могут выступать в качестве PR менеджера, контент менеджера, но не в роли бизнесменов, предпринимателей. Поэтому получается так, что стартап хорошо начинает, хорошо выстреливает, получает призы на конкурсах, получает хорошую прессу, ну а дальше они не знают, куда им двигаться и как развиваться. Потому что хороших примеров нет, они варятся в собственном соку, и найти инвесторов это уже для них проблема.

 

Второе - это низкий уровень бизнес образованности. Ребята, как правило, очень хорошие разработчики, а в остальном они как дети.

 

Третье – низкая конкуренция и низкий спрос на рынке интернет проектов.

 

Руслан Егембаев, управляющий партнер «Business LABS», учредитель «WAYS», Казахстан

Первая ошибка - все считают себя уникальными. Не то, чтобы они не уникальные, но наверняка найдется еще 100 или 200 проектов или идей, которые похожи и уже реализуются. Изобрести колесо действительно тяжело.

 

Вторая ошибка связана с планированием своих ресурсов. Во-первых, часто пытаются делать одновременно много дел. Например, когда стартапер говорит, что у него есть идея, а через 10 минут представляет еще идею и потом еще третью то, скорее всего, у него не получится ни одна из них. Это касается и денежных и временных ресурсов. Лучше всего концентрироваться на какой-нибудь одной вещи и ее хорошо делать. То же самое, если у вас один проект. Не стоит делать корабль с большими надстройками, надо сделать небольшую лодку, выплывать на ней в море и дальше ее достраивать. Самое важное в интернет бизнесе - это скорость! Если у вас есть фантастическая идея, фантастическая команда, но вы делаете что-то 3-4 года, то вы будете просто не в тренде. Мир очень быстро меняется.

 

Ирина Полищук, инвестиционный аналитик «TA Venture», координатор  международной конференции «День Инвестора Центральной и Восточной Европы. Интернет-технологии и Инновации», Украина

 

Не все стартаперы действительно понимают, что они предлагают, что они хотят, и к чему они стремятся. Конечно, инвесторов очень вдохновляет, когда стратаперы живут своей идеей, своим проектом. Но нужно еще быть и бизнес стратегом. Есть такая проблема, что когда у нас готовят IT специалистов. Они классные технари, талантливейшие люди, но нет интеграции бизнеса в этом. Есть техническая подкованность, но не хватает предпринимательской жилки.

 

Советы начинающим

 

Руслан Егембаев, управляющий партнер «Business LABS», учредитель «WAYS», Казахстан

 

Самое главное - не бояться. Предприниматель - это хорошо. В принципе на предпринимателях и строится вся экономика.

 

Второе - не так важна идея, как важна команда. Сама по себе идея без команды стоит ноль. Но если у вас есть команда, любую идею можно в принципе поднять.

 

Третье – бережное отношение к самому себе в плане ресурсов. Предприниматель не имеет права тратить самого себя без остатка на какие-то непродуктивные для себя вещи. Например, заниматься девятью делами сразу.

 

Любовь Симонова, эксперт «Almaz Capital Advisors», Россия

 

Учиться, учиться и еще раз учиться! Получить базу знаний в области финансов, предпринимательства, менеджмента, управления. Получить экспертизу в том направлении, в котором ты собираешься строить бизнес. Бизнес везде одинаковый, но везде есть своя специфика, надо научиться этой специфике.

 

Ирина Полищук, инвестиционный аналитик «TA Venture», координатор  международной конференции «День Инвестора Центральной и Восточной Европы. Интернет-технологии и Инновации», Украина

Быть на сто процентов уверенным в том, что вас либо купят, либо вы будете на IPO! Нужно понимать, что у вас все получится, это реально. Главное - строить свой проект таким образом, чтобы вся команда работала на результат. Это должны быть опытные люди, желающие что-то изменить.

 

Есть две вещи, о которых всегда нужно помнить. Во-первых, нужно понимать, в чем ты лучше, чем другие. Надо быть инновационным. В чем-то нужно превосходить. Необходимо понимать, в чем эта инновация и чем ты лучше других существующих проектов. И второе - это география. Нужно понимать, что если ты лучший в Украине или в Казахстане, тебе нужно идти дальше.

 

Сталбек Конушалиев, руководитель  проекта национальной сети «Бизнес ангелы Казахстана», президент ТОО «DaLian», Казахстан

 

Во-первых, нужно очень четко определять свою миссию. Исходя из миссии, необходимо давать четкий message: что они заявляют, что они нового несут в мир бизнеса, какую услугу или продукт.

 

Необходимо точно определять целевую аудиторию проекта. Процесс поиска инвестиций пошаговый. Сначала вы заявляете о своем проекте, фокусируете свой сегментный рынок и, исходя из этого, начинаете строить работу с инвесторами.

 

Предприниматели должны быть не только хорошими специалистами в своей области, но также должны владеть знаниями в области маркетинга, проектного менеджмента, финансов. 

 

Рисунок seoformoney.ru 

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики