Научить бизнесу

Дмитрий Мазоренко, Vласть

Европейский пример показывает, что существенный рост бизнес отрасли невозможен без качественного образования. Казахстанское  бизнес-образование только начинает выходить на новый уровень.На конференции в Международной Академии Бизнеса эксперты рассказали о том, что мешает бизнес-образованию в Казахстане сегодня, и на что нам надеяться в будущем.

Центральной темой конференции «Предпринимательство и бизнес-образование в меняющемся мире», которую проводила Международная академия бизнеса (МАБ) оставалось бизнес-образование. Vласть уже писала, что основные проблемы, которые определили эксперты – это нехватка образовательных программ, неправильное отношение руководителей к развитию своих кадров, и низкое взаимодействие бизнеса с научным сотрудничеством.

Однако, суммируя выступления ряда экспертов, особое место среди других проблем в казахстанском бизнес-образовании занимают методология, неправильные акценты и сосредоточенность лишь в наиболее развитых городах.

Методология

Али Абишев, директор Международного института лидерства, выступая на конференции, рассказал, что основным образовательным продуктом, который предопределила потребность в дешевом массовом производстве, всегда была программа бакалавриата.

«Но сейчас мы видим, что в Казахстане бакалавриат недоделан, он не владеет узкопрофессиональными компетенциями», - отметил спикер. Абишев считает, что теорию образования должны предопределять нынешние условия и задачи государства, в данном случае – это диверсификация.

Тем не менее, западная модель бизнес-образования показывает, что на неё влияют не только экономические и бизнес условия, но и другие сферы – спорт, искусство, психология, откуда бизнес-образование и заимствует новые методики.

Кроме того, Абишев отметил, что западная модель все больше отходит от воспитания линейных управленцев: «На смену просто управленцев приходят лидеры. Лидеры, которые могут жить в условиях неопределенности, в условиях динамизма. И именно лидерские качества важны сейчас для бизнеса, важны для тех людей, которые хотят создать свой бизнес. Сейчас тенденции таковы, что для принятия решений, время одиночек уходит, на смену приходит командная работа, которую предусматривает лидерство».

Спикер рассказал, что в Казахстан - не исключение, реализацией такой программы в Казахстане будет заниматься казахстанский Международный институт лидерства, который уже скоро запустит ряд программ в нескольких университетах. Однако Абишев подчеркнул, что изменить казахстанское бизнес-образование можно только в кооперации и отметил, что необходимо вовлечение большего количества участников для разработки новых программ.

Неправильные акценты

Канат Нуров, президент Научно-образовательного фонда «Аспандау», сосредоточил свое выступление на неправильных акцентах в методике образования: «Сегодня, чаще всего, бизнес образование имеет экономический уклон, хотя в этом сегменте более важна общая теория управления. К бизнес-образованию мы должны подходить именно как к организационно-управленческой отрасли, не смешивая его с экономическим образованием».

Нуров рассказал, что наука управления вырастала из менеджмента, а менеджмент был практическим видом бизнес-администрирования, который не имеет ничего общего с предпринимательством:

«Менеджмент – это рядовое понятие управления. И он довольно сильно отличается от предпринимательства. Предпринимательские цели и ценности зачастую противоположны менеджменту. К примеру, если для менеджера предприятие является самоцелью, и он посвящает жизнь этому юридическому лицу, то предприниматель смотрит на свое предприятие как на инструмент и средство движения своего капитала».

Спикер рассказал, что для казахстанского бизнес-образования, когда перед бизнесом стоят проблемы этики и неправильного управления, необходимо разработать общую теорию управления. При этом она должна состоять не из единичного опыта предпринимателей, а из более обширного. По его словам, фонд «Аспандау» уже занялся разработкой этого научного предмета.

Распространение бизнес-образования

Еще одной проблемой образования, которую отметил Раимбек Баталов на конференции остается доступность, а точнее - недоступность бизнес-образования в регионах. Асылбек Кожахметов, президент МАБ, рассказал Vласти, что Международная академия бизнеса занимается решением этой проблемы: « В Казахстане мы планируем открыть 4 подразделения МАБа. Два из них уже открыто – это представительства в Астане, и в Атырау. В следующем году мы открываем представительство в Шымкенте, а после - в Усть-Каменогорске».

По его словам, в регионах будут доступны короткие курсы, программы MBA и DBA будут по-прежнему доступны лишь в Алматы. Качество образования в регионах не будет уступать алматинскому, цены также не будут отличаться от алматинских. Тем не менее, по словам Кожахметова, МАБ намерен развивать спонсорскую поддержку, и по мере привлечения спонсоров – игроков цивилизованного бизнес рынка, он будет развиваться и усиливаться.

Также МАБ собирается открывать филиалы за рубежом - в Омске и Оренбурге, где учится множество граждан Казахстана: «В этих университетах мы хотим открыть программы с двойными дипломами. С Омским университетом договор уже подписан, с Оренбургским сейчас ведутся переговоры. Также мы хотим открыть представительство в Синь-Цзянь Уйгурском автономном районе, Урумчи. Это казахскоязычный регион, и там мы хотим предложить программу высшего образования на казахском языке. Там так же будет программа двойного диплома, и будет производиться обмен с одним из университетов Урумчи».

Кроме того у академии идет разработка программы дистанционного образования на казахском языке: «Оно, в первую очередь, касается оралманов, которые планируют вернуться в Казахстан. Сейчас они приезжают с другими дипломами, программа которых не соответствует нашей».

Свежее из этой рубрики