Несмотря на полученное Казахстаном 50 место в рейтинге Doing Business, однозначно сказать, что бизнес развивается и крепнет быстрыми темпами - нельзя. В четверг, на конференции в Алматы, эксперты из различных сфер бизнеса, обозначив ключевые проблемы предпринимательства в Казахстане, попытались объяснить почему так происходит,
Во вторник в СМИ появилась новость о том, что за минувший год Казахстан поднялся в рейтинге Всемирного банка и Международной финансовой корпорации «Doing Business-2014» до 50-й позиции. Положительных показателей Казахстан достиг в 5 позициях, среди которых есть и «Открытие собственного дела», где Казахстан занял 30 место.
Однако в четверг, на конференции «Предпринимательство и бизнес-образование в меняющемся мире», которую организовала Международная академия бизнеса (МАБ), ряд экспертов дали не самые положительные оценки развитию казахстанского предпринимательства.
Азат Перуашев, депутат мажилиса парламента Республики Казахстан и лидер партии «Ак Жол», рассказал, что сегодня видна тенденция по сворачиванию достижений рыночной экономики: «Сегодня мы видим все больше нападок на те свободы, которые являются основой развития рыночной экономики. Это и откаты, и налоговые реформы, уголовные реформы, системы администрирования. Они связаны именно с отсутствием адекватного восприятия сбалансированного экономического развития. Это связано с тем, что часть чиновников неадекватно воспринимает роль бизнеса и предпринимателей».
Наглядно отображают ситуацию цифры, которые привел директор Центра макроэкономических исследований Олжас Худайбергенов. По его словам из 330 тыс. юридических лиц, только 90 тыс. – частные активные предприятия. Из 317 тыс. предприятий малого бизнеса, только 85 тыс. на сегодняшний день остаются активными. При этом, как отметил Худайбергенов, качественного роста количества малых предприятий в последнее время не наблюдается.
Раимбек Баталов, председатель совета директоров холдинга «Raimbek Group», рассказал, что сегодня, в отличие от 90-х годов, создана практически вся инфраструктура для предпринимателей, включая ведомства и законодательство: «Акиматы и министерства создали более эффективные программы по развитию предпринимательства, в сравнении с теми, что были 10 лет назад. Но качественной и эффективной реализации этих программ мы пока не видим».
Практически все казахстанские эксперты, присутствовавшие на мероприятии, определили схожие проблемы в отрасли. Первая из них – непонимание реальной экономической ситуации в конкретных отраслях и регионах. По мнению экспертов, несмотря на существующие инструменты анализа, ключевые показатели, по которым можно оценивать состояние той или иной отрасли и региона, пока не определены.
В свою очередь Раимбек Баталов отметил, что сейчас необходимо развитие отраслей и регионов, где ключевым вопросом является вопрос инфраструктуры: «Государство сейчас начинает усиленно инвестировать в инженерную инфраструктуру. Но кроме этого важно вкладывать и в отраслевую инфраструктуру. Также сейчас стоит очень серьезный вопрос кадрового потенциала, причем не только топ-менеджеров, но и технических специалистов».
Вторая главная проблема, которую отметил Арманжан Байтасов, председатель совета директоров медиагруппы «ТАН», это вмешательство государства в бизнес: «Государство очень активно вмешивается в бизнес. Оно должно оказывать поддержку и создавать больше условий для открытия своего дела». При этом эксперты отметили, что государство могло бы перестать регулировать бизнеса, который могли бы освоить предприниматели – в частности производство мяса, овощей и т. д.
Третья проблема отрасли – развитие финансовых инструментов. По мнению экспертов, именно в этой проблеме нужна государственная поддержка, поскольку сейчас таких инструментов немного, и один из самых известных – это субсидии, которые очень сложно получить предпринимателям. Эксперты считают, что для развития предпринимательства нужно привлечь длинные деньги.
В свою очередь Олжас Худайбергенов рассказал, что сегодня МСБ довольно плохо кредитуется государством: «Прирост кредитов МСБ за последние два года составил всего лишь 3%». Он также подчеркнул, что объем кредитов по отношению к ВВП сейчас составляет лишь 31%, хотя еще в 2007 году показатель достигал 56%.
Среди прочих проблем были обозначены коррупция, несовершенство законодательства, слабый спрос населения на продукцию, проблемы самих бизнесменов – непонимание своего бизнеса, неправильный выбор ниши, отсутствие клиентоориентированности, плохое продвижение и т. д.
Но, пожалуй, главная тема, вокруг которой велась дискуссия – это образование. Множество экспертов высказалось на тему того, что бизнесу не хватает кадров и качественных образовательных программ. Ко всему прочему, множество руководителей компаний все еще расценивает образование как затраты, а не инвестиции. Хотя, по словам экспертов, в западных странах, спустя 10 лет после открытия бизнес-школ в каком-либо из городов, ВВП этого города увеличивался в 2 раза.
Асылбек Кожахметов, президент Международной академии бизнеса (МАБ), в свою очередь отметил, что за рубежом существует множество образовательных программ для предпринимателей и бизнесменов. Но все они проработаны под реалии развитых стран, что делает их сложно применимыми в Казахстане.
Тем не менее, в Казахстане существует несколько образовательных программ для предпринимательства, к примеру - программы фонда Даму, Атамекен и проекты, предусмотренные программой «Занятость-2020». Однако эксперты критиковали эти программы, в частности Азат Перуашев обратил внимание на программу «Занятость-2020»: «Минтруда и соцзащиты закладывает десятки миллионов на обучение предпринимательству. При этом, предпринимателей обучают чиновники. Как может учить бизнесу человек, который сам ни одной копейки в бизнесе не заработал?».
Однако Асылбек Кожахметов подчеркнул, что даже существующие низкобюджетные программы по развитию предпринимательства необходимы: «Не все программы будут идеальны. Здесь очень важен общий эффект».
Ербол Орынбаев, заместитель премьер-министра рассказал, что вузам планируют дать автономность и в части управления, и в части академической свободы: «Важно, чтобы вузы стали некоммерческими организациями, бесприбыльными. Имею в виду, чтобы всю полученную прибыль они направляли на создание. Один из сегодняшних таких проектов - Назарбаев университет. Его опыт планируют транслировать и на другие вузы страны».
В свою очередь, Сергей Мясоедов, президент Российской ассоциации бизнес-образования, подчеркнул, что сегодня необходимо сделать упор на развитие многофункциональных менеджеров, способных работать как в среде госструктур, так и в частном бизнесе: «Работа менеджеров циклична, сначала они работают в частном бизнесе, потом приходят на госслужбу, после этого вновь уходят в частный бизнес».
Тем не менее, эксперты настаивали на том, что образование должно быть приближено к реалиям казахстанской экономики и включать в себя взаимодействие бизнеса и научного сообщества, которому, в свою очередь, тоже бы не помешало развитие.
В свою очередь, Асылбек Кожахметов призвал казахстанцев отходить от иждивенческой позиции, и рассчитывать все больше на свои силы: «Наш бизнес в большей степени нацелен на деньги. Западный бизнес больше смотрит на культуру, на взаимоотношения. У нас зарождается культура абсолютного успеха, хотя неудача на западе тоже ценится довольно высоко. И в целом у нас больше иждивенческая позиция, когда мы ожидаем чего-то от государства. Нет веры в себя. Я за развитие духа предпринимательства».