Казахстанский рынок ритейла на фоне прошлогодней девальвации и ситуации в России столкнулся с целым рядом проблем. О них Vласть беседует с директором крупнейшей в стране розничной сети Fashion Retail Kazakhstan Андреем Талалаевым.
— В целом на рынке картина немножко нервозная. Мы не можем похвастаться существенным ростом по сравнению с прошлым годом. Причин тому несколько: февральская девальвация сказалась на покупательской способности населения, плюс произошло увеличение закупочных цен. Еще одна причина — «каннибализация» торговых центров Алматы. За последнее время открылись три новых ТРЦ: Dostyk Plaza, MEGA Alma-Ata-2, MEGA Park. Увеличение торговых площадей привело к тому, что потоки покупателей распределились по всем торговым центрам и это влияет на продажи как в новых, так и в имеющихся ТРЦ Алматы. Еще один негативный момент: сейчас у населения есть девальвационные ожидания, часть людей пытаются сберечь деньги и хранить их в иностранной валюте. Плюс разница курсов валют с Россией приводит к тому, что населению из северных городов Казахстана выгоднее тратить деньги в соседней страны. Я не могу дать подтверждающие цифры, но такая информация доступна. Это накладывает определенный отпечаток на часть нашего бизнеса. Но нельзя сказать, что все плохо. Да, Алматы показывает падение, но Астана – рост. Астана по-прежнему продолжает расти, там мы наблюдаем хорошие продажи.
— Какие бренды затронет кризис в первую очередь?
— Есть бренды, которые кризис не затрагивает. Наоборот, в трудные времена у них еще больше покупателей, ведь при кризисе люди переходят от дорогих брендов к более дешевым. Есть марки, более чувствительные к переменам. Например, для премиальных брендов может быть больше падение.
— Вы подготовили план на случай девальвации?
— Есть определенные меры, которые можно предпринять, но мы будем смотреть по ситуации – в зависимости от того, что будет происходить. Мы надеемся на гибкость арендодателей. В условиях, когда падает покупательская способность, привязка к доллару становится несправедливой, некорректной. Российские ритейлеры об этом заявляли, и многие бренды там закрывались. К примеру, New Look закрыл около 26 магазинов (компания ушла с российского и украинского рынков), еще есть бренды, которые находятся на грани закрытия. Если арендодатели не проявят гибкость, то эта участь может постигнуть и казахстанский рынок. Пока у нас девальвация была не такая сильная как в России. Но продажи не выросли, а аренда возросла – индексация проходит каждый год плюс есть привязка к доллару. Это сильно ударило по карману ритейлеров. Нет таких доходов как раньше. Многие мелкие ритейлеры находятся на грани выживания. Есть уже тревожные прецеденты: на несколько дней в торговых центрах были закрытия магазинов с последующими переговорами с арендодателями в сторону понижения ставок. Кто-то достиг прогресса, кто-то нет. Я бы с вашей помощью хотел призвать к тому, чтобы арендодатели справедливо оценивали ситуацию. Учитывая, что мы отвязываемся от доллара (процесс дедолларизации экономики), это должно произойти и в арендных ставках. Если они это не сделают, то разорятся ритейлеры, а чуть позже и торговые центры ощутят отток посетителей. Сейчас это предмет для переговоров.
— Вы чувствуете готовность руководства торговых центров идти на такие переговоры?
— Да, положительные прецеденты есть. И те торговые центры, которые проявляют гибкость, выиграют.
— Сейчас активный сезон скидок. По сравнению с прошлым голом вы чувствуете снижение покупательской способности?
— Сложно судить, sale только начался. Есть позитивные моменты, есть негативные. В целом бы я сказал, что нет ожидаемого существенного роста. Sale еще в процессе, буквально вчера у нас было новое снижение, мы приглашаем покупателей в наши магазины – скидки до 70%, и по результатам дня мы видим позитивную динамику.
— Зависят ли поставки в Казахстан от России?
— Наши поставки не из России, в плане поставок Россия на нас не влияет. Она больше влияет на покупательскую способность казахстанцев. Происходит перенаправление покупательской способности, в том числе в сторону России. В момент девальвации в России многие казахстанцы поехали закупать машины, бытовую технику, квартиры и т.д. В итоге эти деньги недополучают локальные ритейлеры. Для нас нет проблемы привезти товар, есть проблема его реализовать. Здесь сложно понять, что будет происходить в Казахстане в случае девальвации. Наверное, будет рост в первые два-три месяца, поскольку остатки тенге люди принесут в магазины, пытаясь потратить деньги по старым ценам. Но потом может быть более глобальное падение. Это мое мнение, конечно, я могу ошибаться.
— Но все же вы собираетесь открывать новые магазины…
— У нас есть планы по открытию трех магазинов в Уральске. Это контракты, которые подписаны ранее, магазины частично построены и мы не можем от них отказаться. Дальнейшие новые открытия будут сильно зависеть как от ситуации на рынке, так и от гибкости арендодателей.
Справка Vласти: Компания Fashion Retail Kazakhstan управляет сетью из 72 магазинов в Алматы, Астане, Шымкенте, Актобе и является одним из лидеров казахстанского рынка ритейла с такими брендами, как Marks & Spencer, Gap, Topshop, Monsoon, New Look, Suiteblanco, Aldo и др. Компания представляет более чем 80 брендов в сегменте fashion в более чем 16 странах.