В середине мая на рынке GSM связи появился еще один игрок — Казахтелеком, в лице оператора Altel. Эксперты пока смутно видят перспективы нового оператора, отмечая, что ему стоит акцентировать внимание на сегменте интернета. Рынок тоже не ожидает каких-то серьезных изменений после появления нового игрока.
Ожидания у компании достаточно амбициозные. К 2016 году они планируют занять 14% долю на рынке мобильных голосовых услуг. Но, учитывая опыт Казахтелекома при работе с GSM оператором NEO, задача для компании может быть не такой легкой.
Чтобы заполучить эту долю, Altel будет делать большой упор на формировании собственной базы, для расширения внутренней сети. Это понятно из тарифной политики компании, где цена звонков на телефоны других операторов (стоимость минуты разговора составляет 10-15 тенге) превышает все существующие на рынке, а на звонки внутри сети одна из низких — 3 тенге.
Но процесс увеличения GSM базы для Altel может быть достаточно сложным. Одна из причин — прирост абонентов, скорее всего, приблизился к своему потолку. По оценке компании ComNews Research, по итогам 2013 года численность абонентской базы в Казахстане составила 33,7 млн человек, это на 12% больше, чем в 2012. Дальнейший прогноз пока оптимистичный — конкурентная борьба за новые подключения будет продолжаться.
Но в долгосрочной перспективе рост остановится по вполне тривиальной причине — демографической. Если исходить из того, что в западных странах абоненты используют в среднем 2-3 SIM-карты, то, по при сохранении нынешней динамики эксперты ожидают достижения точки насыщения уже в ближайшие 2-3 года.
Здесь компания делает ставки на услугу MNP — переход к другому оператору с сохранением нынешнего номера и префикса, которая появится на рынке в 2015 году. Однако, по словам Светланы Черненко, главы представительства iKS-Consulting Казахстан, польза услуги будет кратковременной: «Важно понимать, что, по опыту других рынков, на которых доминируют prepaid-подключения, наибольший интерес к MNP наблюдается в первый год, потом ситуация стабилизируется. Поэтому к введению MNP Алтелу крайне важно окрепнуть».
Чтобы сделать GSM-услугу одной из самых прибыльных, другой выход, кроме самого очевидного — демпинга цен звонков на телефоны других операторов, вряд ли существует. Светлана Черненко утверждает, что компании лучше сосредоточиться не на стоимости звонков, поскольку эффект от них будет краткосрочным: «На сегодняшний день потребность в телефонии полностью удовлетворена не только в фиксированном, но и в мобильном сегменте — в 2013 году казахстанские сотовые операторы уже зафиксировали снижение доходов от данной услуги. Кроме того, дискаунтер, очень активный и эффективный, на казахстанском рынке уже существует, и он существенно повлиял на тарифные стратегии всех игроков. Дальнейший ценовой демпинг — уже не вариант».
Дополнительный демпинг только ускорит сокращение прибыли от GSM связи. К примеру, после падения тарифов средняя выручка на абонента в месяц у компании Kcell составила 1106 тенге, это рост в сравнении с показателем 2012 года (1 015 тенге), но снижение в сравнении с периодом 2009-2011 годов, когда показатели составляли 1 298, 1 363 и 1 227 тенге. У компании Beeline тоже было зафиксировано снижение среднего счета клиента с 1121 до 1083 тенге в месяц. Ко всему прочему, эксперты ожидают, что сотовая связь в Казахстане за два года может подешеветь более чем на 25%.
Айвар Байкенов, директор департамента аналитики Asyl Invest тоже считает, что новому оператору вряд ли удастся быстро нарастить свою абонентскую базу и обеспечить широкое покрытие сети. И причина здесь не только в уже сформированном рынке:
«В Казахстане с учетом низкого уровня проникновения смартфонов (15%) перспективы 4G пока ограничены. Даже по меркам развитых стран, сети 4G остаются слаборазвитыми. Более того, сеть 3G еще не исчерпала свой потенциал. Несмотря на активное внедрение, за менее чем 4 года с момента запуска сеть третьего поколения смогла охватить лишь 50% населенных пунктов Казахстана».
Светлана Черненко видит пока только один приемлемый вариант ведения бизнеса для Altel: «По моему мнению, для компании наиболее перспективна стратегия „уникального“ оператора, нежели оператора „универсального“. Он должен быть, прежде всего, оператором качественного мобильного интернета с большим количеством услуг на базе IP — SIP-телефония, обмен сообщениями, решения, связанные с просмотром и передачей видео, сервисы М2М».
По её мнению, перспективность интернет-рынка и отсутствие у него дна, если рассматривать с позиции создания и использования различных сервисов, а не просто доступа к нему, дают возможность оператору развивать новые ниши, создавать новые модели потребления услуг, и, как следствие — новых пользователей, которые при этом вполне могут быть и абонентами других операторов.
«Сейчас, когда у Алтела существенный технологический отрыв, а главное — возможность предлагать реальные конвергентные решения совместно с Казахтелекомом, компания может стать не просто полноценным участником интернет-рынка, но и его лидером в мобильном и фиксированно-мобильном сегментах. При такой стратегии Алтел может поставить остальных игроков в позицию „догоняющих“ и формировать на нем правила игры», — заключила эксперт.
Впрочем, пока ни игроки рынка, ни эксперты не ожидают существенного влияния Altel на рынок мобильной связи, поскольку многие игроки готовы к новому конкуренту. По словам Айвара Байкенова, к примеру оператор Kcell в начале 2013 года приобрел WiMAX-активы холдинга Alem Communications, частоты которого расположены в диапазоне 2,5-2,7 ГГц, что в дальнейшем позволит использовать их под LTE.
Более того Байкенов отмечает, что у оператора есть и нереализованные возможности по 3G: «В настоящее время они активно работаю над внедрением технологии Dual Carrier, которая обеспечит более высокоскоростной интернет на базе 3G. Скорость при этом может оказаться сопоставимой скорости LTE».
На пересмотр тарифов выход Altel тоже мало повлияет. На прошлой неделе только компания Beeline сообщила, что собирается сделать ревизию тарифных планов, но выход нового игрока на их тарификации никак отразится.